Программу ведет Арслан Саидов . Принимает участие корреспондент Радио Свобода Татьяна Вольтская .
Арслан Саидов : Петербургские театры взбудоражены предстоящей реформой. 4 ноября вышло постановление губернатора Петербурга, по которому весь артистический персонал должны уволить и перевести на гражданско-правовые договоры, что, по мнению большинства актеров, означает разрушение репертуарного театра. Рассказывает корреспондент Радио Свобода в Петербурге Татьяна Вольтская.
Татьяна Вольтская : Начатый петербургским Комитетом по культуре эксперимент заключается в том, что в трех театрах города - "Балтийском доме", Большом театре кукол и Мюзик-холле - ликвидируются труппы, а затем около 75 процентов уволенных актеров принимаются обратно на договорной основе и получают деньги не просто так, а за сыгранные спектакли. Глава Комитета по культуре Николай Буров считает, что это последняя возможность навести порядок в театрах, где, по его мнению, молодежь не имеет хода из-за старших актеров, которые уже почти играют, а просто получают зарплату.
Разговоры о театральной реформе ведутся давно, но активная фаза, как обычно, застала всех врасплох. И губернаторское постановление не нашло понимания в актерской среде, где говорят о том, что руководство театров просто хочет выкинуть на улицу стариков, в знак протеста многие молодые артисты грозятся тоже уйти из театров. Говорит актриса театра-фестиваля "Балтийский дом" Мария Мещерякова, актриса ведущая, занятая в очень многих спектаклях.
Мария Мещерякова : В этом постановлении не оговорено, какие люди должны быть уволены. Поставлено число, что в театре должно остаться 253 человека. 69 человек должны быть уволены. Так вот, уволили только артистов, причем, полным составом. Нас обязывают 10 ноября подписать некие гражданско-правовые договоры, которые не подразумевают никаких социальных гарантий. У меня не будет ни трудового стажа, ни пенсии, ни трудовой книжки, ни медицинской страховки, ни отпуска, ни больничных, ни стабильной заработной платы. Я буду получать только за тот спектакль, который я играю. Например, я играю пять спектаклей, причем их могут снять в любой момент, так как у нас за последние два месяца шесть спектаклей снято без объяснения причин. Меня могут уволить в любой момент тоже без объяснения причин. Мы все бесправные люди.
Когда нас вызвали на собрание профсоюзного комитета, всю нашу труппу, в которую входят труппа нашего театра в районе 45 человек, труппа театра "Фарс" под руководством Виктора Моисеевича Крамера и Экспериментальная сцена под руководством Праудина, и сказали - этот эксперимент хотят сделать для того, чтобы играющие артисты нашего театра получали достаточное количество денег, а не играющие не получали. Так вот я могу сказать. Я играющий человек. Мне предложены за главные роли унизительно маленькие суммы - 400 рублей за спектакль. За главную роль Маргариты в спектакле "Мастер и Маргарита" мне предложили 800 рублей. Маргарита немножко дороже стоит. Я готова играть 30 спектаклей за 30 дней, но руководство, я знаю расписание на январь, мне поставили шесть спектаклей. Я понимаю, что по 400 рублей я получу 2400. Минус 13 процентов подоходного налога. У меня маленький ребенок. Я остаюсь просто нищей, выкинутой на улицу.
Татьяна Вольтская : Поговорить с Николаем Буровым не удалось - он был в отъезде. Позицию руководства театра-фестиваля "Балтийский дом" разъясняет арт-директор театра Марина Беляева.
Марина Беляева : Им предложили ту минимальную сумму, которую может предложить театр. Далее вступает в силу закон рынка. Приходит актриса и говорит - данную роль я буду играть не за 800 рублей, а за 2500 рублей. И дальше они начинают договариваться.
Татьяна Вольтская : А возможно такое реально?
Марина Беляева : Да, не просто возможно, а уже есть. Есть другая сторона медали, безусловная - есть жесткость в этих решениях. Без жесткости тоже нельзя. Никто не знает, что будет, пока не настанет... Есть одна проблема - убивают русский репертуарный театр. Есть вторая проблема - а что такое "русский репертуарный театра"? Мы все время кричим - мы впереди Европы всей. А теперь к нам приезжает тот самый европейский театр, о котором говорили, что он приезжает у нас учиться. Чему? Это кто у нас учится? Братцы, давайте будем честными. Действительно, так как жил театр раньше, так жить нельзя.
Татьяна Вольтская : С юридической точки зрения реформа не выдерживает критики, считает генеральный директор юридической фирмы "Агентство правовых решений" Сергей Ховрашов.
Сергей Ховрашов : С точки зрения группы правовой поддержки, постановление издано с нарушениями и противоречит действующему Гражданскому трудовому законодательству Российской Федерации. Перевод актеров на гражданско-правовые договоры, хоть и возможно, и предусмотрено законодательством на данном этапе, в таком сыром варианте, что даже рассуждать на тему заключения этих договоров просто бессмысленно. Это должна быть долгая и кропотливая работа, подтвержденная какой-то законодательной базой, которая у нас отсутствует в стране. У нас нет Закона "О театре", например.
Директор театра "Балтийский дом"... Есть подозрения, что господин Шуб хочет сделать из театра "Балтийский дом" арендную площадку. Гораздо выгоднее ведь не ставить собственный репертуар, приглашать режиссеров, иметь головную боль от работы с актерами, у каждого из которых свой характер, болезни и дети, гораздо проще пойти по пути ДК "Выборгский" и сдавать свои площадки приезжим театрам. Это выгоднее и экономически и политически, в принципе.
Татьяна Вольтская : Поддержать актеров из трех театров, выбранных для эксперимента, пришли их коллеги из многих театров. Все в один голос говорили о том, что реформа в том виде, в котором она предлагается, уничтожит уникальное явление русской культуры - репертуарный театр, и значит, новое поколение вряд ли увидит на сцене Чехова, Островского, Пушкина.