Ссылки для упрощенного доступа

Британский совет приостанавливает деятельность своих региональных представительств в России


Программу ведет Александр Гостев. Принимают участие корреспонденты Радио Свобода в Москве Евгения Назарец и Данила Гальперович.



Александр Гостев: Руководство Британского совета выступило с заявлением, что официально приостанавливает деятельность своих региональных представительств на территории России, подвергнув критике российские власти за давление на их персонал. Вот что заявил сегодня в Лондоне исполнительный директор Британского совета Мартин Дэвидсон…



Мартин Дэвидсон: Больше всего нас беспокоит безопасность и состояние наших сотрудников. Российские власти сделали невозможным продолжение работы в Санкт-Петербурге и Екатеринбурге, и я решил, что мы приостановим работу в обоих городах. Мы являемся неполитической организацией и наша задача - объединять людей во всем мире. Российские власти совершают ошибку, пытаясь втянуть культурные связи и Британский совет в рамки политического спора, и я жестоко разочарован тем, что российские власти, судя по всему, хотят ограничить культурные и образовательные связи между нашими странами, в то самое время, когда они особенно нужны.



Александр Гостев: Мартин Дэвидсон отметил, что совет продолжит работу из офиса в Москве на благо 250 тысяч россиян. И одновременно министр иностранных дел Великобритании Дэвид Милибэнд заявил, что давление на сотрудников Британского совета является неприемлемым и негативно сказывается на репутации российского правительства.


Новый раунд борьбы с Британским советом уже вышел за рамки сугубо дипломатической драки - такое определение содержится в распространенном сегодня заявлении российских правозащитников. Они считают также, что дело идет к выдвижению обвинений в антигосударственной деятельности против Британского совета и его российских партнеров. Заявление с требованием прекратить преследование Британского совета подписали активисты движения "За права человека", Лев Пономарев, в частности, Евгений Ихлов и Любовь Башинова, а также директор музея Общественного центра имени Андрея Сахарова Юрий Самодуров. С ним побеседовала моя коллега Евгения Назарец.



Евгений Назарец: В заявлении сказано, это весьма распространенная точка зрения, что предлогом для наступления на Британский совет стала история с убийством Литвиненко и последующей невыдачей подозреваемого в этом Андрея Лугового. Как вы думаете, почему для ответного удара выбрана просветительская организация, абсолютно неполитическая?



Юрий Самодуров: С одной стороны, по глупости, а с другой стороны, видимо, есть некая долго вынашиваемая и подавлявшаяся и вышедшая наконец-то наружу идея о том, что вообще все это "пятая колонна", со всех сторон мы окружены, нашу родину пытаются... все в ней испортить, завоевать, и надо отгородиться. Это идеологический враг. В годы перестройки говорили, что это агенты влияния. Вот Британский совет для них агент влияния.



Евгений Назарец: "Новый раунд борьбы с британским советом выходит за рамки дипломатической драки" - цитата из того заявления, которое распространено. Поясните, пожалуйста, как это понимать?



Юрий Самодуров: Принято в дипломатии сначала такой шаг, потом - такой шаг, потом - третий шаг, потом - 365-й, предупреждение… Это все считается дипломатическим арсеналом. А когда просто начать вызывать сотрудников организации в ФСБ - это уже за пределами дипломатии, это холодная война. Видимо, следующий шаг - это какие-то меры по самоизоляции, какие-то ограничения в визовом режиме. Соответственно, ограничения в плане любых организаций. Такой, к сожалению, опять же общий процесс, острота, что это путинизация всей страны, она такая мелкотравчатая достаточно, но в какой-то мере она отражает правду. Создается некая политическая система, видимо, надолго.



Евгений Назарец: Как вы оцениваете попытки британцев продолжить работу Британского совета в России, несмотря на требование российских властей закрыть региональные отделения? Это выглядит, с одной стороны, как какое-то упорство...



Юрий Самодуров: Ну да, это выглядит, как упорство. Кто-то скажет… и можно это назвать неким вызовом, но это восстановление права, может быть, в каком-то юридическом, моральном смысле. Должны же быть какие-то основания. В конце концов, Британский совет - за ним стоит одна из великих культур мира. Вот когда тебе говорят "ну все, выметайся", как-то это странно. Что значит - выметайся? Поэтому, с одной стороны, это вызов, но, с другой стороны, это можно сравнить с тем, что, допустим, инициативная группа по выдвижению Буковского в декабре арендовала зал для проведения собраний по выдвижению Буковского в президенты. Потом к директору пришли два сотрудника из ФСБ, которые ей сказали, что лучше у вас это собрание не проводить. Она поняла правильно и отказала в этом зале. Соответственно, собрание было в музее Центра имени Андрея Сахарова. Мы не политическая организация. Я считал, что мы восстанавливаем право. Я тоже проявил упорство. И я думаю, что если бы Зюганову запретили проводить собрание, то, как нам не неприятна идеология, тем не менее мы бы дали тоже ему помещение, это тоже восстановление права. Мне кажется, что в данной ситуации Британский совет проявляет вполне разумное упорство по поводу каких-то общезначимых правовых норм. Мне кажется, они совершенно правильно не должны с этим соглашаться.



Александр Гостев: Сейчас с нами на связи мой коллега Данила Гальперович, которые побеседовал о ситуации вокруг Британского совета с находящимся в Москве главой ПАСЕ Рене ван дер Линденом.


Данила, расскажите, как отреагировал Рене ван дер Линден на эту ситуацию.



Данила Гальперович: Рене ван дер Линден сегодня встречался с Владимиром Путиным, но, как ни странно, эта тема там не поднималась и, вообще, реакция председателя ПАСЕ на происходящее с Британским советом, можно сказать, неоднозначная.



Рене ван дер Линден: Это вызывает у нас возрастающую озабоченность, особенно в виду того, что отношение между Европейским Союзом и Россией очень часто отравляются различными инцидентами. Например, такими, как инцидент с монументом в Таллине или инцидент с польским мясом. И вот теперь инцидент с Британским советом. Отношения России и ЕС должны базироваться на как можно более широком и как можно более глубоком партнерстве. И обе стороны должны принимать во внимание, что подобные инциденты необходимо избегать.



Данила Гальперович: Российская позиция по этому поводу тоже начинает быть более мягкой, во всяком случае, на словах. Буквально только что поступило заявление со ссылкой на источник в МИДе, что российская сторона считает закономерным заявление о приостановке деятельности Британского совета в российских регионах, и в МИДе говорят, что произошло то, что должно было произойти. Константин Косачев, председатель Комитета по международным делам Государственной думы тоже теперь говорит менее жестко по поводу Британского совета.



Константин Косачев: Деятельность Британского совета в России, очевидно, в культурно-просветительской, преподавательской, образовательной части отвечает интересам граждан России, которые интересуются английским языком, историей Великобритании, ее культурой. И, как гражданин России, я бы, безусловно, приветствовал продолжение деятельности Британского совета в России, но, еще раз повторю, в рамках действующего российского законодательства.



Данила Гальперович: Я только добавлю, что на начинающейся на следующей неделе сессии ПАСЕ в Страсбурге британская делегация все-таки может поднять вопрос о давлении на Британский совет со стороны России.


XS
SM
MD
LG