Ссылки для упрощенного доступа

Какой была предвыборная кампания Дмитрия Медведева


Программу ведет Алексей Кузнецов. Принимает участие корреспондент Радио Свобода Марк Крутов.



Алексей Кузнецов : Сегодня в Нижнем Новгороде масштабным форумом сторонников Дмитрия Медведева завершается его предвыборное турне по российским регионам. Мой коллега Марк Крутов побеседовал с экспертом Международного института гуманитарно-политических исследований, политологом Александром Кыневым.



Марк Крутов : Какой была предвыборная кампания Дмитрия Медведева по форме и по содержанию? Напомнила ли она вам какие-то из предыдущих президентских кампаний в России?



Александр Кынев : На мой взгляд, - нет. Я думаю, что кампания Дмитрия Медведева, с точки зрения прошлых выборов, наверное, проходила гораздо более мягко, если так можно выразиться, то есть агитация шла, скорее, косвенным путем. С точки зрения того, как вели себя региональные власти, как вели себя чиновники, прямых призывов голосовать за Медведева было не очень много. В основном, поддержка кандидата носила характер поддержки курса Путина, поддержки стабильности, поддержки всего того хорошего, что было сделано за минувшие годы. В этом смысле власти вели себя более мягко, чем они вели себя в ходе осенней кампании. Оно и объяснимо - политическое поле полностью зачищено. Фактически никакой реальной оппозиции не осталось. Штабы в регионах, по сути дела, у многих оппозиционных кандидатов присутствуют чисто номинально. Поэтому, в этом смысле, такого явного стимула перегибать палку, наверное, изначально у властей региона не было. Поэтому они старались акцентировать внимание как бы на всем хорошем, вполне резонно полагая, что акцент на достижения власти за все последние годы, активная реклама национальных проектов, достижения в социальной политике будет воспринято как агитация за Медведева. Несомненно, что именно так в регионах это и воспринимается.


Кстати, тот факт, что господин Медведев не ушел в предвыборный отпуск и не ходил на дебаты, тоже, в общем-то, работает в этом ключе. То есть все его активные поездки по регионам, если вы посмотрите за февраль, он активно перемещался, практически каждый следующий день он был в новом регионе, выступая на всевозможных совещаниях, съездов учителей, многодетных матерей, аграриев и так далее... И почти везде он говорил о продолжении курса минувших лет, говорил о достижениях - сколько чего сделано, сколько по тому-то нацпроекту выделено денег. Но при этом старательно избегал слова "выборы" и говорил так, как будто он уже фактически является главой государства, и говорил просто о планах на ближайшее время. Только преподносил это не как предвыборные обещания, а как уже конкретные свои планы, как будто он уже по факту является главой государства.



Марк Крутов : А почему партия "Единая Россия", которая выдвинула Дмитрия Медведева кандидатом в президенты, как могло показаться на взгляд обывателя, осталась немного в стороне от его кампании.



Александр Кынев : То, как проходит президентская кампания, это просто наглядная индикация, что никакой партийной системы в России не существует. Возникает парадокс. Гражданам всю осень объясняли, что есть такая партия "Единая Россия", что именно она олицетворяет план Путина и так далее. Проходят выборы, и партия публично исчезает с политического пространства. Такое ощущение, что "Единая Россия" вообще не играет в государстве никакой роли, как и все остальные партии. На мой взгляд, эта кампания просто подчеркивает, что вся партийная система носит глубоко имитационный, глубоко вторичный характер. Никто всерьез с партиями не считается, даже с "Единой Россией", которая, по сути дела, не оказывает никакого влияния на кампанию выдвинутого ею же формально кандидата. И, как мне кажется, она сама не очень понимает, вообще, какая у нее идеология.



Марк Крутов : Так считает эксперт Международного института гуманитарно-политических исследований, политолог Александр Кынев.




XS
SM
MD
LG