Ссылки для упрощенного доступа

Человек дня - немецкий кинорежиссер Йозеф Вильсмайер


Юрий Векслер
Юрий Векслер

Андрей Шарый: Человек дня Радио Свобода 4 марта - немецкий кинорежиссер, оператор и продюсер Йозеф Вильсмайер, автор только что показанного в эфире телеканала ZDF двухсерийного телефильма «Густлофф» - о судьбе лайнера «Вильгельм Густлофф», потопленного советской подводной лодкой под командованием Александра Маринеско 30 января 1945 года. До недавнего времени о судьбе этого корабля, на борту которого находились более 9 тысяч человек - в основном, беженцев, - в Германии говорили редко. В 2002 году Гюнтер Грасс выпустил роман «Траектория краба», посвященный этой самой страшной в истории мореплавания катастрофе. Перед телепоказом фильм посмотрела канцлер Германии Ангела Меркель.

Йозефу Вильсмайеру 69 лет, он родился в Мюнхене. Получил музыкальное образование, играл в джазовых оркестрах. В кино начинал работать ассистентом оператора, режиссером стал в 49 лет. Среди снятых им картин наиболее известны «Сталинград» и «Комедиен гармонистс», об истории популярного в Германии до прихода к власти нацистов ансамбля, распавшегося из-за запрета на выступления, поскольку несколько его участников были евреями.

О человеке дня Радио Свобода говорит корреспондент нашего радио в Берлине Юрий Векслер.

Юрий Векслер: Фильмы Йозефа Вильсмайера, как правило, имеют успех у публики, но критики часто обвиняют их в излишней сентиментальности и мелодраматичности. Не избежала подобных упреков и последняя работа режиссера. Но его позиция ясна: фильм направлен против войны, как таковой. Перед попаданием торпед пассажиры и экипаж - всего 10,5 тысяч человек - большинство стариков женщин и детей - успели еще прослушать новогоднее обращение Гитлера, которое было его последней речью вообще.

«Когда меня в этот же день 12 лет назад вечной памяти президент Гинденбург назначил канцлером, Германия в своей внутренней ситуации была в таком же положении, как ныне во внешнеполитической. Поэтому я ожидаю от каждого немца, что он будет готов во что бы это ни стало выполнить свой долг и принести любые жертвы, которые от него потребуются».

Фюрер требовал жертв - символическая сцена. Дальше следует напоминающий финал фильма «Титаник» 18-минутный эпизод борьбы за свою жизнь тысяч людей на борту «Густлоффа». В действительности «Густлофф» тонул 62 минуты . Кристиан Бус в «Шпигеле» критикует картину за одномерное, как он пишет, представление на экране беженцев, как ни в чем не повинных жертв нацистского порабощения. Критику не хватает в фильме следов преступлений нацизма, а также следов тотального, массового обожания фюрера, приведшего страну к краху. Но правда художественная и правда историческая не всегда совпадают.

То, чего не хватает критику, было с лихвой представлено в предыдущем фильме Йозефа Вильсмайера «Последний поезд», от предложения продюсера Артура Браунера снять который отказались до него многие режиссеры. Лента, на которую отважился тогда Вильсмайер, документировала невыразимые страдания исторически последней группы берлинских евреев, отправленных в вагонах для скота из Берлина в "Освенцим" в апреле 1943 года. Этот фильм была удостоен в 2006 году второй по значению в Германии специальной кинопремии правительства Баварии.

Партнеры: the True Story

XS
SM
MD
LG