Ссылки для упрощенного доступа

Яков Кротов: "Пензенские верующие нормальнее тех, кто понастроил храмов поточным методом, а теперь ищет для них прихожан"


Программу ведет Алексей Кузнецов. Принимает участие священник Яков Кротов.



Алексей Кузнецов: В Пензенской области затворники, которые оставались в пещере до вчерашнего вечера, сами попросили у представителей власти дать им передышку и сообщили, что сегодня, возможно, поднимутся сами. До недавнего времени в подземной пещере недалеко от села Никольское в ожидании конца света укрывались около 30 человек, именующих себя представителями «настоящей Русской православной церкви». С точки зрения обычных людей, это сектанты, иной раз даже говорят, что безумные, а с точки зрения историка, это нормальные представители многовековой традиции. Говорит наш коллега, священник Яков Кротов.



Яков Кротов: Многие русские православные и не только старообрядцы исповедовали веру в скорый конец света. Тогда закопаться, изолировать себя в преддверии грядущей катастрофы - это разумно, это нормально. Так поступали и 300, и 100 лет назад совершенно традиционные православные верующие. И это куда разумнее и безобиднее для окружающих, чем пытаться превратить советскую Россию в святую Русь при помощи государственных дотаций, преподавания православия в школе, запрета иноверия и так далее. Пензенцы себе жизнь осложняют, а сторонники государственного православизма грузят окружающих. Вообще, что будем считать нормой - конформизм, приспособленчество или веру? Русское православие началось не в момент насильственного крещения киевлян, а через полвека, когда преподобный Антоний совершенно добровольно закопался в пещеру. И за кем правда - за Антонием или за большевиками, которые расстреливали и закапывали в землю миллионы людей? А выбор-то часто, увы, не такой широкий. Чтобы стеснить ближнего, обычно надо стеснить себя.


Прошла тысяча лет. Кто помнит тех, кто копошился на поверхности, лебезил перед князьями? Даже нынешние мещане идут на поклонение не куда-нибудь, а в извилистые темные переходы Киево-Печорского монастыря. Это не означает, что все должны забуриться поглубже, это означает - не надо слишком сокрушаться о тех, кто забурился, не надо слишком радоваться о тех, кто вышел, надо трезвиться и понимать: пензенские верующие, не взявшие ни копейки на свою своеобразную религию, если не вполне нормальны, то уж они нормальнее тех, кто сперва на деньги налогоплательщиков понастроил храмов поточным методом, а теперь ищет для них прихожан. Кто зарылся, нормальнее большинства тех, кто ползает по поверхности и думает, что конца нефтедолларам не будет, гламур будет рулить forever , и что нынешний российских изоляционизм, плавно переходящий, между прочим, в хорошо знакомый империализм, это разумно и прагматично. Пензенские выходят из подземной изоляции. Может, пора и на поверхности русской земли выйти в нормальный мир, где никого не обзывают сектантом, никто не боится ни чьих военных баз, никто не страшится демократии и свободы?


XS
SM
MD
LG