Программу ведет Марк Крутов. Принимает участие декан факультета истории, политологии и права РГГУ Александр Логунов.
Марк Крутов: В Москве разворачиваются новые конфликты, вызванными спорами, как было модно говорить в свое время, хозяйствующих субъектов. В центре одного из них оказался Российский государственный гуманитарный университет, в его здание на Никольской улице, которое занимает факультет истории, политологии и права, вчера пришли судебные приставы в сопровождении странного вида людей в казачьей форме. Они попытались в разгар учебного дня выселить студентов из двух аудиторий. Оказалось, что речь идет то судебном решении 2004 года, согласно которому часть помещений здания должна отойти Московской епархии православной церкви. Действительно, ранее здесь были два древних монастыря – Никольско-Греческий и Иконно-Спасский, и РПЦ хочет разместить на территории нынешнего РГГУ некие, как сообщается, православные организации, отвечающие за религиозное образование и просвещение граждан и за миссионерскую деятельность.
Как проходил вчерашний неспокойный день в стенах университета, нам рассказал декан факультета истории, политологии и права РГГУ Александр Логунов.
Александр Логунов: В четыре часа дня, в то время, когда я ожидал у себя в кабинете делегацию из двух американских университетов, вместо этой делегации у меня появились двое судебных приставов и представитель Москомимущества, не представившийся полностью, и сказали о том, что две аудитории в здании, которое занимает университет, по решению суда должны быть отданы представителям Москомимущества. Как я понимаю, представители Москомимущества в данном случае представляют интересы патриархии. Разговор поначалу был очень жесткий и напряженный. Нам дали несколько дней, для того чтобы мы могли, скажем так, из спорных аудиторий хотя бы убрать имущество и как-то решить вопрос с учебным процессом, у нас середина семестра.
Якобы в 2004 году состоялось решение суда о том, что две из этих аудиторий отходят другой организации – Москомимуществу. Это был 2004 год. И вот в 2008 году не к ректору, не к проректору, а сюда, в мой кабинет, приходят приставы и говорят, что мы должны освободить эти помещения. Не было ни предварительного письма, ни извещения. Вместе с этими приставами пришли почти 20 человек людей в полувоенной форме – это охрана этой самой церкви или претендующей на наши помещения организации. Понимаете, в середине учебного дня под руководством якобы церковного старосты приходит почти 20 человек, экипированных кто дубинками, кто крупными плечами и кулаками, и окружают кабинет декана. Тут же начинают выбегать студенты, выяснять, что происходит. И если бы я задержался еще на беседе 5-7 минут, я не знаю, может быть, возникла бы драка, потасовка, еще какие-то вещи. Как так можно в учебное заведение вторгаться якобы старосте православной церкви, приводить с собой 20 странным образом одетых людей. Для чего? Для того чтобы профессора вынести на руках из помещения или для чего?
Могу сказать, что, конечно, университет еще продолжает судебные процессы по поводу спорных помещений. Я не сопротивляюсь. Если суд принял решение, я готов. Но ведь должны же быть какие-то цивилизационные и цивилизованные способы решения этих вопросов.