Ссылки для упрощенного доступа

В Третьяковской галерее открылась выставка прерафаэлитов


Программу ведет Алексей Кузнецов. Принимает участие корреспондент Радио Свобода в Москве Лиля Пальвелева.



Алексей Кузнецов: Аукционный дом Christie's привез в Третьяковскую галерею полотна прерафаэлитов. Выставка работ самых известных английских живописцев викторианской эпохи продлится всего четыре дня. После этого часть работ будет выставлена на торги.



Лиля Пальвелева: Прерафаэлиты ориентировались на искусство раннего Возрождения, то есть на время до Рафаэля. Впрочем, прямыми подражателями, они, конечно же, не были. Их рафинированные картины легко узнаваемы. Сон, глубокая задумчивость, созерцательность, грусть - вот обычные состояния героев прерафаэлитов. Свойственные горю или радости гримасы не искажают прекрасные лица. Здесь не встретишь неловких движений или не изысканных поз. Реальные люди неотличимы от мифологических персонажей и не менее, чем они, загадочны. В качестве обязательного фона - природа, где тоже все застыло: гладь воды, цветок жасмина, заросли деревьев. И у ангела, услаждающего слух Святой Цецилии с полотна Уотерхауса, ни одно глянцевое перышко не шелохнется.


По мнению сотрудника отдела живописи второй половины XIX века Третьяковской галереи Татьяны Карповой, прерафаэлиты для российского зрителя - это «знакомые незнакомцы».



Татьяна Карпова: Английское искусство этого периода недостаточно представлено в российских музейных собраниях. У нас было и очень мало выставок, посвященных искусству прерафаэлитов. Хотя живопись прерафаэлитов была известна, популярна в России, особенно в конце XIX - в начале XX века. Наш замечательный художник конца XIX - начала XX века Михаил Нестеров был одним из самых увлеченных, может быть, художников искусством прерафаэлитов и их вдохновителем, их идеологом Джоном Рескиным. Он писал в своих воспоминаниях, что прерафаэлиты оказали решающее влияние на художников его поколения и переклички, которые могут возникать, эти параллели между нашей сегодняшней выставкой и тем искусством, которое представлено в наших залах, это драгоценная возможность, драгоценный подарок, что буквально рядом находится монографический зал, посвященный Михаилу Нестерову. Так что эти связи были, они были очень интересными, но, к сожалению, многое забылось.



Лиля Пальвелева: Наряду с прерафаэлитами аукционный дом Christie's привез десятка полтора работ русских авторов. Здесь всего понемногу, и хоть имена художников громкие, от Левитана до Наталии Гончаровой, это явно не самые лучшие их работы. Русский зал - откровенно предпродажный, а его соседство с английскими вещами ничем не оправданно.


XS
SM
MD
LG