Ссылки для упрощенного доступа

Дмитрий Медведев совершает первое зарубежное турне в качестве президента страны


Программу ведет Кирилл Кобрин. Принимают участие корреспонденты Радио Свобода Данила Гальперович и Сергей Козлов.



Кирилл Кобрин: Дмитрий Медведев совершает первое зарубежное турне в качестве президента страны. Направление его поездки - восток, едет он в Китай. Но перед визитом в Китай он остановился в Казахстане, поездка началась с этого государства. О том, что будет обсуждать Дмитрий Медведев в Казахстане, и почему именно эта страна стала первой в цепи его будущих зарубежных поездок.



Данила Гальперович: Надо сказать, что Дмитрий Медведев уже в Казахстане более-менее все обсудил, меньше часа назад начали поступать сообщения о том, какие документы подписали Дмитрий Медведев и Нурсултан Назарбаев.


Но сначала - репортаж о том, как к визиту в Казахстане готовились, и об этом рассказывает корреспондент Радио Свобода в Алма-Ате Сергей Козлов.



Сергей Козлов: С казахстанским лидером Нурсултаном Назарбаевым новый российский президент хорошо знаком, они встречались во время зарубежных поездок Дмитрия Медведева, на недавнем саммите СНГ в Москве, во время других многосторонних мероприятий. Как отмечают в Астане, принятие принципиально новых масштабных казахстанско-российских проектов во время этого визита Медведева не ожидается. Но, вместе с тем, здесь не сомневаются в том, что состоится интенсивный диалог по всему спектру не только двусторонних, но и многосторонних отношений Казахстана и России как по проблематике Содружества независимых государств, так и Шанхайской организации сотрудничества. Как заявил накануне визита премьер-министр Казахстана Карим Масимов, «все проблемные вопросы, которые появлялись, в частности, в процессе делимитации границы, военно-стратегического порядка, в торгово-экономических связях, решались в деловом ключе. Уверены в том, что решаться они будут также и впредь».


Однако между странами всё же существуют реальные и довольно весомые проблемы, которые не удалось разрешить в последние годы. Это и судьба космодрома Байконур, который Россия арендует у Казахстана. В Астане ждут определенного ответа: останется ли Россия на Байконуре? Кроме того, не все вопросы решены и при делимитации совместной границы; на нескольких протяжённых спорных участках до сих пор не существует пограничных постов и контрольно-пропускных пунктов. Но самые сложные переговоры ожидаются в топливно-энергетической области. В частности, в Казахстане надеются, что Москва пересмотрит свою ценовую политику на энергоресурсы и, продавая центрально-азиатский газ в Европу по цене, которая явно выше той, по которой она его покупает, будет больше считаться с интересами своих южных соседей. Кроме того, острым остается вопрос расширения Каспийского трубопроводного консорциума и в целом увеличения экспорта казахстанской нефти через российскую территорию. Противоречия здесь глубоки и не разрешаются вот уже пятнадцать лет, что весьма раздражает Астану.


Обе страны пытаются также наладить эффективное сотрудничество в борьбе с наркотрафиком из Афганистана и Таджикистана, а также с незаконной эмиграцией. И, кроме этого, Казахстан надеется на то, что Россия будет более активна в решении вопроса регулирования водных ресурсов в регионе. Тем не менее, Нурсултану Назарбаеву всегда удавалось наладить тесный человеческий контакт с любым российским президентом, будь то Борис Ельцин или Владимир Путин, и добиваться для своей страны возможных от них уступок. Никто в Казахстане не сомневается в том, что с Дмитрием Медведевым произойдет то же самое.



Данила Гальперович: Видимо, в Казахстане люди опытные, и они не сомневались в то, что действительно произошло. Медведев и Назарбаев обменялись просто широчайшими улыбками, серьезнейшими комплиментами перед тем, как начали переговариваться. Нурсултан Назарбаев, как старший и как хозяин встречи, сказал, что это великая честь - принимать с первым зарубежным визитом Дмитрия Медведева именно в Казахстане. И вот меньше часа назад стало известно о том, что подписано довольно много документов, в частности межправительственное соглашение о сотрудничества в области исследования космического пространства. Это как раз ответ на вопрос, будет ли Россия продолжать использовать Байконур: да, будет. Также могут создать - сейчас об этом только слухи - Казахстан и Россия совместную компанию в сфере гражданской ядерной энергетики, и это очень серьезно, потому что мы помним, что в Советском Союзе Казахстан был центром ядерных испытаний. Также уже давняя история - это развитие глобальной навигационной спутниковой системе ГЛОНАСС, но пока среди вот этих соглашений нет ничего по топливно-энергетическому комплексу.


Вопрос топливно-энергетического сотрудничества будет стоять перед Дмитрием Медведевым во время его визита в Китай. И о том, как развивается это сотрудничество, я говорил с директором Центра экономических и социальных исследований Китая Института Дальнего Востока Андреем Островским.



Андрей Островский: В настоящее время политические отношения между Россией и Китаем развиваются довольно интенсивно. 2006 год - это был Год России в Китае, 2007 год - Год Китая в России. 2008 год, нынешний год - это Год русского языка в Китае, а следующий год, 2009 год будет Год китайского языка в России. В области политической, в области политического сотрудничества, военного сотрудничества регулярные встречи на высшем уровне, в том числе нынешний визит президента Российской Федерации Медведева является как раз свидетельством того, что эти контакты регулярные. И только за этот год будет две или три встречи президента Российской Федерации и председателя Китайской Народной Республики на высшем уровне.


Вместе с тем, несмотря на значительные рост товарооборота за последний год, он вырос примерно с 32 миллиардов долларов в 2006 году до 48 миллиардов долларов в 2007 году, пока еще на сегодняшний день следует отметить, что уровень экономического сотрудничества отстает от уровня политического сотрудничества. И еще несколько лет назад китайские газеты так формулировали эту ситуацию, что "в политике горячо, в экономике - холодно".


Вместе с тем, следует отметить, что, несмотря на достигнутый рост сотрудничества - 48 миллиардов долларов, по-прежнему доля российского сотрудничества в общем товарообороте Китая невелика и где-то находится на уровне 2 процентов общего объема товарооборота. Следует отметить, что объем товарооборота, он несколько несбалансирован. С одной сторон, Россия продает в Китай лес и энергоносители, с китайской стороны поставляется в основном продукция машиностроения, машино-техническая продукция. И в этой связи как раз основная проблема, которая стоит, это резкое сокращение доли экспорта машино-технической продукции из России в Китай. Если в 1998 году в общем объеме товарооборота эта доля составляла примерно 30 процентов, то на сегодняшний день она где-то менее 1,5 процента.



Данила Гальперович: И надо сказать, что Запад больше всего беспокоит в сотрудничестве России и Китая военно-техническое сотрудничество, а именно эти вопросы Медведев также будет обсуждать. Правда, без подписания контрактов.


XS
SM
MD
LG