Программу ведет Кирилл Кобрин. Принимает участие корреспондент Радио Свобода в Париже Наталья Руткевич.
Кирилл Кобрин: Париж с самого начала прошлого столетия был одним из центров русского искусства. Этому способствовали и трагические события в истории России, прежде всего, эмиграция, особенно первой и третьей волны. В последние 10-15 лет образ русского художественного Парижа несколько потускнел, но значительные события по-прежнему здесь происходят. Об одном из них, выставке инсталляций художника Дмитрия Цикалова, открывшейся в парижской галереи "Дракон", рассказывает наш корреспондент Наталья Руткевич.
Наталья Руткевич: Необычный стоматологический кабинет открылся 3 июня в Париже по адресу 4, улица Мераменель. В этом кабинете все состоит из дерева: стены, кресла, сверла и прочее оборудование. Принимает зрителей-пациентов создатель кабинета, российский художник Дмитрий Цикалов, проживающий во Франции.
Как возник этот творческий замысел и что хотел выразить автор?
Дмитрий Цикалов: Вообще работа - это зубной кабинет, а замысел родился в детстве, когда приходилось лечить зубы. И этот кошмар, который живет в каждом из нас, боязнь врачей, боязнь быть здоровым человеком, вот это все об этом. Это попытка стать здоровым, счастливым, не бояться ничего. Это те страхи, которые в нас живут, но не только зубной кабинет, у каждого есть свои страхи.
Дерево - это как буферная зона. Это не может резать, это не может протыкать тело, это теплый, гуманный материал. Но в этом есть еще что-то от средневековых пыток. Мы не можем жить без страха. Если не будет страха, мы ничего не будем делать. Мы не будем просыпаться утром.
Наталья Руткевич: Для Дмитрия Цикалова это далеко не первая выставка в Париже. Любители современного искусства помнят и высаженную им в парке Ротшильда клумбу в форме кредитной карточки и автомобиль "Пежо", переоборудованный в сарай в Люксембургском саду. Объединяет ли все эти работы какая-то общая идея? По словам Дмитрия Цикалова, он пытается дать новую трактовку символам современности, хочет их в некотором смысле гуманизировать.
Дмитрий Цикалов: Мне интересен мир, в котором мы живем, показать человека через предметы, повседневные предметы, предметы, которые его окружают. И банковская карточка - это начало всех начал, это основа нашей жизни. Но эта банковская карточка сделана из цветов. Это идея художника сажать свою банковскую карточку в землю. Я выбрал специально такой сад Ротшильда, потому что земля там более благоприятная для произрастания банковских карточек. Последняя сцена: художник в снегу, он ждет, когда, наконец, это вырастет. То есть это предполагает какое-то определенное количество времени.
Другая банковская карточка сделана, связана как свитер, сделана из шерсти. "Роллс-ройс" и "Порше", это тоже идея тех объектов, которые окружают нас. Потому что "Порше" не только машина, это символ успеха, сексуальный успеха, символ скорости. Этот "Порш" превращен, это модель "Карера-911", он превращен в сарай, в котором растут томаты, потому что у растений есть своя скорость. Это идея скорости, с которой мы пытаемся жить в этом мире и скорость, с которой растения растут.
Наталья Руткевич: Галерея "Дракон", в которой обосновался зубоврачебный кабинет Дмитрия Цикалова, открылась недавно, хотя она сохраняет за собой название одной из самых блистательных парижских галерей, возникших еще в 60-е. Владелица галереи Анна Мейер любит художников, для которых важна связь с прошлым. К таковым она относит и Дмитрия Цикалова, в формах и концептах которого она видит отсылки к искусству 50-х и даже к XVIII веку.
Анна Мейер: Произведения, которые рассчитаны не на короткий эффект, это произведения, к которым можно подходить, как к собеседнику и как к материалу, в данном случае дереву, дающему пищу для размышлений. Особенно сюжет интересен и показателен в данном случае. Мы хотели представить художника, у которого очень оригинальное пластическое решение данной темы, даже если для понимания этой инсталляции зрителю требуется определенная культура, чтобы выявить красоту этого произведения. Еще стоит добавить, что Дмитрию Цикалову, как художнику, присуща великолепная законченность в его произведениях, в его потрясающих инсталляциях из дерева, в его скульптурах-объектах, в его цикле концептуальных фотографий, как, например, цикл "Мясо", который будет представлен этой осенью в Европейском доме фотографии. Инсталляции, безусловно, являются медитацией на тему условий человеческого существования и существования нас, людей XXI века и того, что составляет оболочку нашего времени. Поэтому мы гордимся возможностью предоставить эти бесплатные зубоврачебные услуги, скорее, космического, чем земного характера, в престижном квартале Париже, в двух шагах от президентского дворца.