Ссылки для упрощенного доступа

Памяти джазового музыканта Эсбьерна Свенссона


Программу ведет Кирилл Кобрин.



Кирилл Кобрин: Погиб известный шведский джазовый пианист, создатель знаменитого трио "ЭСТ" Эсбьерн Свенссон. Ему было 44 года. Смерть наступила во время погружения с аквалангом – Эсбьерн увлекался дайвингом. Эсбьерн Свенссон Трио ("ЭСТ") прославилось не только тонкими аранжировками и исполнением. Этот ансамбль сделал очень много для того, чтобы вернуть джазу популярность во всем мире, вывести его за пределы небольших залов и узкого круга искушенной публики. О покойном музыканте рассказывает лондонский джазовый критик Ефим Барбан.



Ефим Барбан: У Эсбьерна Свенссона были довольно сложные отношения с джазовой аудиторией. Джазовые пуристы не считают его музыку джазом. По правде сказать, джазовые элементы действительно в ней минимальны. Его трио наибольшим успехом пользуется у любителей рока и поп-музыки. Эстетически музыка трио – типичный фьюжн – смесь поп-музыки, хип-хопа, электронных звучаний, фанка и даже классики. Все это сопровождается световыми и дымовыми эффектами, характерными для поп-концертов. Правда, трио Свенссона использует временами джазовые стандарты для импровизаций, избегая при этом джазовых ритмических формул. Свенссон даже записал альбом на темы Телониуса Монка под названием « EST plays Monk». Впрочем, сам Свенссон как-то обмолвился, что считает свое трио поп-группой, играющей джаз. Думаю, что это точное определение жанровой природы музыки трио Эсбьерна Свенссона. Репертуар ансамбля состоит в основном из композиций его лидера, отличающихся завораживающей медитативностью. Однако тот факт, что музыка трио вышла за пределы джазовой эстетики, необычайно расширила его аудиторию и в конечном итоге привела к значительному коммерческому успеху. Альбомы группы числятся в многочисленных чарт-парадах, где не бывает джазовых ансамблей. И как следствие - огромные, по сравнению с джазом, тиражи их альбомов и многочисленные награды, вроде премий "Грэмми", которые выдаются за популярность музыки. Музыкальные критики считают крупнейшим достижением трио Свенссона тот факт, что оно познакомило с джазом молодежную аудиторию Европы. Впрочем, не только Европы. "ЭСТ" выступало в России, Америке, Японии, Корее, Австралии, Бразилии и везде с неизменным успехом. Бесспорно, чтобы ни утверждали джазовые пуристы, Эсбьерн Свенссон был натурой творческой, новаторской, не терпевшей музыкальной рутины и устоявшихся канонов. Это огромная потеря.



XS
SM
MD
LG