Европейский Союз отменяет санкции против Кубы. Это носящее чисто символический характер решение призвано поощрить нового лидера острова Рауля Кастро к проведению дальнейших реформ.
Европейский Союз отменяет санкции против Кубы. Это решение было объявлено в четверг по итогам заседания министров иностранных дел организации. При всей своей символичности оно должно послать ясный сигнал Гаване и Вашингтону.
Комиссар по внешним связям ЕС Бенита Ферреро-Вальднер пояснила, что принятые Брюсселем меры призваны «поощрить» власти острова продолжить движение в направлении реформ. При этом она отметила, что радикальное улучшение отношений Евросоюза с Кубой возможно лишь при существенном улучшении здесь ситуации с правами человека, в первую очередь освобождении политических заключенных.
Собственно отмену санкций Гавана едва ли почувствует – мало того, что те носили ограниченный характер, так еще были заморожены три года назад. Введенные в 2003 году ограничения предусматривали запрет на поддержание с Кубой отношений на высоком уровне. Их совершенно невозможно сравнивать с действительно жесткими мерами, введенными в отношении южного соседа Соединенными Штатами. Вашингтон был заранее предупрежден о готовящемся решении и высказал сожаление по этому поводу. Представитель государственного департамента предупредил, что отмена Европой даже ограниченных санкций может способствовать «приданию диктаторскому режиму видимости легитимности». Он назвал косметическими изменения, которые последовали после того, как в феврале нынешнего года председателем госсовета (президентом) страны вместо своего больного брата Фиделя стал Рауль Кастро.
Младший Кастро распорядился отменить запрет на приобретение компьютеров и мобильных телефонов, а также разрешил кубинцам в особых случаях останавливаться в отелях (эта привилегия была доступна только иностранцам) и арендовать автомашины. 77-летний лидер также отменил уравниловку в оплате труда государственных служащих и ввел некоторые элементы рынка в сельскохозяйственном секторе. Были освобождены несколько политических заключенных.
Однако критики указывают на то, что эти меры никак не затрагивают основ репрессивной системы. «Раудь ничем не отличается от Фиделя, - отметил в разговоре с корреспондентом агентства Reuters житель Гаваны. – Он происходит из той же группы старых революционеров. Они (лидеры ЕС – РС) заблуждаются, если думают, что при Рауле возможна смена режима». Другой его собеседник, наоборот, назвал решение Брюсселя позитивным: «Куба не сменила направление развития, революция продолжается. Отмена санкций демонстрирует, что ЕС подходит к нам более тонко. Ну, по крайней мере, они не играют в американскую игру. Думаю, что это решение больше соответствует духу нашего времени».
Отмену санкции ЕС лоббировал Мадрид, который традиционно поддерживает с Гаваной более тесные отношения. Его главным оппонентом была Прага. Шеф чешской дипломатии Карел Шварценберг отметил, что Брюссель будет ежегодно оценивать положение с правами человека на Кубе. По его словам, в случае ухудшения там положения санкции могут быть возвращены.
«Окрылит тоталитарный режим и развяжет ему руки»
Решение ЕС вызвало протесты в большой кубинской иммигрантской колонии Испании, передает Виктор Черецкий. «Предательство» - самое мягкое определение, которое дают ему кубинские демократы. Ведь санкции были введены пять лет назад в связи с арестом 75 диссидентов. Они были приговорены за свои убеждения к длительному (практически пожизненному) заключению. Сегодня за решеткой из этой группы остается 55 узников совести, остальные отпущены по состоянию здоровья под давлением мировой общественности.
Лидер Ассоциации в поддержку гражданского общества на Кубе Марта Беатрис Роке заявила, что решение ЕС «окрылит тоталитарный режим и развяжет ему руки для расправы над любым инакомыслием».
Министр иностранных дел Мигель Анхель Моратинос так объяснил позицию своего правительства по этому вопросу: «Испания защищает идеи демократии и свободы для Кубы и кубинцев. Мы ведем с Кубой плодотворный диалог в этой области. Мы и впредь будем работать, чтобы кубинцы могли эволюционировать».
Правозащитники считают, что реформы, предложенные сменившим брата Фиделя на посту лидера Кубы Раулем Кастро (именно они стали формальным предлогом для отмены санкций) носят сугубо косметический характер, и Испания берет на себя огромную ответственность, помогая режиму удерживаться на плаву. Это мнение разделяет и известный политолог Сесар Видаль: «Испанская политика анекдотична. Кто поверит, что 80-летнего Кастро и его окружение можно перевоспитать в демократов? Это чистой воды демагогия. Дело в том, что в Испании у власти сейчас находятся силы, которые возомнили себя наставниками маргинальных латиноамериканских режимов: Кастро на Кубе, Эво Моралеса в Боливии и Уго Чавеса в Венесуэле. Они пытаются убедить европейское сообщество, что способны влиять и в конечном итоге “цивилизовать ” эти режимы».