Программу ведет Михаил Саленков. Принимает участие корреспондент Радио Свобода Мумин Шакиров.
Михаил Саленков : Во вторник в Москве открылся Архиерейский собор Русской православной церкви. Его участники обсуждают проблемы положения канонической церкви на Украине и должны принять документ, который отражает позицию церкви по отношению к правам человека. На соборе также будет рассмотрено дело Чукотского епископа Диомида, который год назад публично обвинил Московский патриархат в экуменизме, пособничестве власти и глобализации. Накануне сторонники Диомида провели пикет у храма Христа Спасителя, где открылся Архиерейский собор. Удастся ли православным иерархам разрешить конфликты и придти к согласию по основным вопросам? Об этом мой коллега Мумин Шакиров побеседовал с главным редактором независимого информационно-аналитического сетевого издания "Портал Credo.Ru" Александром Солдатовым.
Александр Солдатов : Я был у стен храма Христа Спасителя. Там собралось, по моим подсчетам, около тысячи сторонников епископа Диомида. Это очень массовое такое было мероприятие. Они ходили крестным ходом вокруг храма. Судя по всему, они, действительно, представляют значительную силу, которая немало смущает, если не сказать, пугает членов Архиерейского собора. Думаю, что здесь будет найдено какое-то компромиссное решение. Вряд ли епископ Диомид будет уволен, запрещен в священослужении. Я думаю, что ситауция в том виде, в котором она сейчас существует, будет еще на несколько лет заморожена. Дискуссия между диомидовцами и официальным церковным руководством будет продолжаться.
Мумин Шакиров : Это здоровая ситуация, когда внутри церкви есть разночтения и разногласия, или эта ситуация кризисная, и она не на пользу церкви?
Александр Солдатов : Разногласия всегда наблюдались в церковной истории. В известном смысле это нормальное явление. Еще апостол Павел в одном из своих посланий говорил о том, что надлежит быть разномыслию между вами, обращаясь к одной из христианских общин.
Те вопросы, которые поднимает епископ Диомид, скажем, в конце 90-х годов были предметом рассмотрения богословской комиссией Московской патриархии, когда большинство активных мирян, часть духовенства, большинство монастырей Русской православной церкви отказались принимать ИНН - идентификационные коды. Тогда было принято решение о том, что эти номера принимать можно, что это не печать Антихриста. Но некая инерция той бурной дискуссии, которая происходила в конце 90-х годов, она сохранилась и вылилась в это воззвание епископа Диомида. Я знаю, что даже в Москве остается несколько храмов, которые отказываются принимать ИНН и ОГРН. Это такие официальные номера налогового учета и юридического учета юридических лиц в России.
Так что, Диомид просто авторизировал эти вопросы. Никто не решался до него на уровне архиерея, на уровне управляющего целой епархии Московского патриархата поднимать эти вопросы. Обычно это было уделом отдельных духовников монастырей, старцев каких-то, настоятелей отдельных храмов. Но это никогда не поднималось на епископский уровень.
Мумин Шакиров : Что имел в виду епископ Диомид, когда говорил о пособничестве власти?
Александр Солдатов : К сожалению, речь идет не о пособничестве, например, в ущемлении прав человека, в ограничении свобод слова или свободы совести, речь идет о том, что Московская патриархия своим как бы таким официальным благословением президента, его преемника, других высших должностных лиц, губернаторов в регионах дополнительно легитимизирует эту власть. А согласно церковному учению, как считает епископ Диомид, властью от бога может быть только монархическая власть, власть помазанника Божия. Поскольку президент, губернаторы и прочие должностные лица не помазаны миром, не совершен над ними священный обряд поставления их в сан, то, соответственно, не может быть никакой церковной поддержки. Он считает, что демократия - это такая антихристианская форма правления. Он обличает именно в этом церковное руководство, а отнюдь не в том, в чем могли бы с ним солидаризоваться какие-нибудь либеральные защитники прав человека.
В официальной повестке дня у собора есть также принятие правозащитной концепции Русской православной церкви, которую разработал митрополит Кирилл, точнее, рабочая группа, которая работала под началом митрополита Кирилла. Там на соборном уровне будет провозглашено так называемое православное понимание прав человека. Никто не видел пока проект этого документа, но, судя по выступлениям митрополита Кирилла, по его прежним публикациям, можно предположить, что речь пойдет о приоритете общинных, как бы таких, общецерковных интересов над интересами отдельной личности. То есть речь, скорее всего, будет идти не о правах отдельно взятого человека, а о правах общности, о правах некоей такой церковной организации, о приоритете этих прав по отношению к индивидуальным правам отдельной личности, как это понимается в традиционной либеральной концепции прав человека.
Что касается украинского вопроса, то руководство структуры Московского патриархата в Украине уже много лет ставит вопрос о расширении автономии этой церкви. Это необходимо для выстраивания более конструктивных, гармоничных отношений с украинской властью, для того чтобы церковь Московского патриархата в Украине не превращалась в иностранную конфессию, и могла полноправно претендовать, в том числе, на возвращение церковного имущества, на какие-то другие преференции со стороны государства. В декабре прошлого года Собор епископов Украинской православной церкви Московского патриархата расширил автономию своей церкви. Это решение должен утвердить нынешний Архиерейский собор в Москве. В июле в Киеве состоится совместный собор Украинской православной церкви и Московского патриархата. И вот для того, чтобы каких-то неприятных для Москвы сюрпризов на этом соборе не произошло, видимо, сейчас в храме Христа Спасителя представители Московского и Украинского епископата должны будут договориться о каком-то статус-кво, то есть об очередном расширении автономии Украинской церкви, но при условии хотя бы номинального сохранения ее в составе Московского патриархата.