Ссылки для упрощенного доступа

Российские призывники получили право на проведение независимой военно-врачебной медицинской экспертизы


Программу ведет Сергей Тарасов. Принимает участие корреспондент Радио Свобода Ольга Вахоничева.



Сергей Тарасов: Российские призывники получили право на проведение независимой военно-врачебной медицинской экспертизы. Постановление об этом подписал премьер-министр Владимир Путин. О плюсах и минусах этого нововведения наш корреспондент Ольга Вахоничева беседовала с Валентиной Мельниковой, ответственным секретарем Союза Комитетов солдатских матерей России.



Валентина Мельникова: Это постановление заставит врачей получать лицензию на проведение работ по военно-врачебной экспертизе. Не только тех, кто захочет быть независимыми экспертами, но и тех врачей, которые сейчас проводят медицинское освидетельствование в военкоматах и таких лицензию не имеют. Такие слабые места, на мой взгляд, это, безусловно, то, что гражданин должен сам оплачивать, и нет процедуры возврата ему денег, если его позиция оказывается его справедливой, он спорит с военкоматовской комиссией; и то, что само заключение независимой военно-врачебной экспертизы не будет основанием для решения призывной комиссии, там предусмотрена снова процедура. Вести к тем же врачам, которые установили неправильную категорию, чтобы они там заново проводили свое обследование – это неверно. Экспертиза должна быть основой для решения призывной комиссии напрямую.


Очень положительное значение, я думаю, это будет иметь для судов, по которым граждане могут оспаривать решения призывной комиссии. Потому что сейчас судьи часто бывают в недоумении, куда отправить медицинские документы, кто может вынести экспертное заключение. Сейчас никто практически таких лицензий не имеет.



Ольга Вахоничева: А не случится ли так, что некоторые медучреждения, получив эту долгожданную лицензию, будут клепать эти заключения налево и направо, соответственно, не бесплатно?



Валентина Мельникова: На самом деле, экспертная деятельность в России, она зарегулирована очень жестким законодательством. Эксперт, прежде чем он выносит свое заключение, он подписывает обязательство, что он несет уголовную ответственность в случае, если что-то не так. Нет-нет, там все очень хорошо. Потому что ведь, на самом деле, существует система бюро судмедэкспертиз, и до сих пор мы пользовались этими судмедэкспертизами, хотя они не могли раньше получить лицензии на проведение военно-врачебной экспертизы, но все равно врачи квалифицированные, они очень берегут свой авторитет. Это в помощь тем, кто и так ведет экспертную деятельность в судах.



Ольга Вахоничева: Изменится ли отношение военкоматовских медицинских комиссий к призывникам? Может быть, они станут более внимательно подходить к здоровью будущих солдат?



Валентина Мельникова: Они не умеют подходить более внимательно. Ни один врач ни в одной районной или областной призывной комиссии не имеет положенной лицензии для работ с военно-врачебной экспертизой. Все их заключения, вообще-то, не имеют никакой законной силы. Они не просто будут по-другому, а их просто обяжут получать лицензию или уходить с этой работы. Там есть одна большая слабость: обращение в независимую экспертизу не приостанавливает решение призывной комиссии. А для нас это важно, потому что медицинская комиссия проходит прямо перед призывной, и все равно людям придется обратиться в суд за оспариванием решения призывной комиссии, а уже в рамках судебного иска или жалобы обращаться в независимую экспертизу.


XS
SM
MD
LG