Программу ведет Андрей Шароградский. Принимает участие обозреватель Радио Свобода Сергей Сенинский.
Андрей Шароградский: Курс российской валюты к доллару всего за два дня снизился на 1 рубль и 30 копеек. Однако причины таких колебаний на рынках мало связаны с последними событиями на Кавказе, полагают эксперты.
Сергей Сенинский: Уже на фоне событий вокруг компании «Мечел» эксперты говорили о том, что они стали, скорее, поводом для падения российских акций, но никак не причиной. Что на российском фондовом рынке назрела коррекция «вниз» - ровно то, что уже проявилось на рынках других развивающихся стран. Прежде всего, крупнейших из них - Китая, Индии и Бразилии, образующих вместе с Россией так называемую «четверку БРИК».
Если следовать этой логике, то и нынешние события на Кавказе, которые в целом имеют мало общего с российской экономикой, стали просто очередным поводом для снижения российских акций? Аналитик «Альфа-Банка» Константин Батунин.
Константин Батунин: Дело в том, что многие инвесторы в принципе рассматривали Россию, как такую своеобразную тихую гавань на фоне бушующих страстей в Европе, в других странах БРИК и в США. Естественно, на каком-то этапе Россия стала оцениваться выше, чем те другие страны, потому что их оценка постоянно падала и на их фоне Россия казалась несколько дороже, чем другие страны. Вот эта диспропорция не могла сохраняться вечно. То есть она могла привести либо потенциально к тому, что другие страны должны были бы либо подорожать, либо, соответственно, как-то должна была бы скорректироваться оценка России на фоне этого. Здесь можно выделить несколько факторов, которые послужили некоторой переоценке России вниз, это и какие-то резкие заявления политические, и военные действия, которые недавно произошли, и, конечно, резко начавшая падать нефть. Сейчас нет понимания, до какого уровня она может опуститься вниз.
Сергей Сенинский: Заместитель начальника аналитического управления инвестиционной компании «Антанта-Пиоглобал» Александр Потавин.
Александр Потавин: Последние, так скажем, тенденции, которые задают крупнейшие западные инвестиционные банки, они показывают нам, что сейчас все меньше поводов играть на повышение на рынке сырьевых ресурсов. Соответственно, мы сейчас можем видеть уход инвесторов с сырьевых ресурсов и, естественно, уход денег инвесторов из активов, которые связаны с добычей этих сырьевых ресурсов. Соответственно, худшую динамику среди развивающихся рынков за последнее время показывает именно рынок Бразилии и России. Поэтому, естественно, мы видим продажи российских активов со стороны западных инвестиционных кругов.
Сергей Сенинский: Обычно лидерами роста или наоборот, падения фондового рынка выступают акции каких-то отдельных секторов экономики: энергетики, банков, телекомов и других.
Если иметь в виду падение российских акций на фоне последних событий на Кавказе, минувшую пятницу и сегодня, в понедельник - можно ли выделить каких-то явных «лидеров»? Или падение шло неким «широким фронтом»? Более того, это падение к середине дня в понедельник сменилось по многим акциям почти столь же стремительным ростом...
Александр Потавин: В России самая высокая инфляция среди крупнейших развивающихся стран, это так же не способствует появлению в России долгосрочных западных инвестиций. Продажа широким фронтом российских акций свидетельствует о том, что пока западные инвесторы просто-напросто потеряли моду на российские активы, на покупку российских активов.
Сергей Сенинский: Курс российской валюты к доллару за пятницу и понедельник упал почти на рубль 30 - таких колебаний не видели уже несколько лет. Чем объяснить такое стремительное падение, причем, без видимых фундаментальных причин на то?
Александр Потавин: Укрепление курса американского доллара на международном валютном рынке, оно, естественно, оказало существенное влияние на курс образования на российском валютном рынке. На фоне достаточно неопределенной динамики макроэкономических показателей по еврозоне за последние сутки мы видели существенное ослабление курса единой европейской валюты и укрепление доллара. Естественно, на этом фоне мы видим аналогичным образом и курс российского рубля. Фундаментальных причин для столь стремительного снижения рубля, я думаю, пока еще нет. Это просто является отражением той ситуации, которую мы сейчас видим на международных валютных рынках, ни более чем.
Константин Батунин: Сейчас никто в мире не знает, какова истинная стоимость доллара. Ввиду этого те колебания, которые мы действительно видим и которые являются рекордными на протяжении долгих лет, они, собственно, и присутствуют на рынке. Потому что нет понимания, какую стоимость должен отражать доллар. Я достаточно уверенно чувствую относительно позиции рубля. То, что происходит сейчас с долларом - это все происходит за пределами территории России. При этом следует отметить, что, естественно, что Центральный банк России не даст рублю резко обесцениться и у него, у Центрального банка, для этого огромные возможности. Есть огромная долларовая избыточная ликвидность, он будет только счастлив в какой-то степени поддержать рубль и избавиться от какой-то части долларов.
Сергей Сенинский: Спасибо. На наши вопросы отвечали в Москве заместитель начальника аналитического управления инвестиционной компании «Антанта-Пиоглобал» Александр Потавин и аналитик «Альфа-Банка».