Ссылки для упрощенного доступа

Переговоры Ангелы Меркель с Дмитрием Медведевым


Программу ведет Кирилл Кобрин. Принимает участие корреспондент Радио Свобода Данила Гальперович.



Кирилл Кобрин : В то же самое время, когда Кондолиза Райс была в Тбилиси, канцлер Германии Ангела Меркель проводила переговоры в Сочи с президентом России Дмитрием Медведевым. Визит Меркель был спланирован еще до конфликта, оттого темы переговоров сегодня были иные – не отношения Москвы и Евросоюза, а ситуация в Грузии. О том, чем кончился этот визит, расскажет корреспондент Радио Свобода Данила Гальперович.



Данила Гальперович : Дмитрий Медведев и Ангела Меркель вышли на совместную пресс-конференцию по итогам переговоров, которые, как оказалось, ни на миллиметр не сблизили позиции сторон по поводу войны в Грузии. Если раньше представлялось, что французский президент Николя Саркози, не предъявляя Москве особых претензий, выражал позицию всего Евросоюза, то теперь это заблуждение рассеялось. Немецкий канцлер четко дала понять, что к России претензии есть.



Ангела Меркель : Даже если учитывать описание ситуации в России, то я все равно сказала, что я считала реакцию России не пропорциональной, и присутствие военных сил на так называемой ядровой территории Грузии, я считаю, неправильным. Поэтому нужно срочно приступить к реализации плана шести принципов, чтобы российские войска вышли из территории Грузии. Важно, чтобы были соблюдены принципы. Я говорила о территориальной целостности. Я могу говорить как раз о принципе, что именно в Грузии существует избранное руководство, с которым нужно вести переговоры, с ними нужно быть в контакте даже в самых сложных ситуациях и временах.



Данила Гальперович : Практически по каждому пункту из списка упреков России Западу у Ангелы Меркель был ответ. Она сказала, что произошедшее не должно повлиять на процесс присоединения Украины и Грузии к НАТО и заявила, что размещение элементов американской ПРО в Европе не направлено против России. Дмитрий Медведев отвечал также достаточно жестко.



Дмитрий Медведев : К сожалению, после того, что произошло, вряд ли осетины и абхазы смогут жить в одном государстве с грузинами. Или же должны быть предприняты какие-то титанические усилия для того, чтобы разрешить этот конфликт. Россия, как гарант безопасности на Кавказе и в регионе, примет то решение, которое будет отражать недвусмысленным образом волю этих двух кавказских народов. И не просто будет принимать эту волю, но и будет руководствоваться в своей внешней политике этой воли и гарантировать ее исполнение на территории Южной Осетии и Абхазии в соответствии с тем миротворческим мандатом, который у нас есть.



Данила Гальперович : Этими словами российский президент косвенно подтвердил информацию о том, что Россия может быть готова в одностороннем порядке признать независимость Абхазии и Южной Осетии. Кроме того, по словам Дмитрия Медведева, российские миротворцы останутся в самопровозглашенных республиках так долго, как долго это понадобиться.



Дмитрий Медведев : Мы, конечно, не против каких-либо международных миротворцев, но дело не в нашей позиции. Мы ведь тоже исполняем свою часть долга, касающуюся обеспечения безопасности в этом очень сложном регионе. Но проблема заключается в том, что сами осетины и абхазы никому, кроме российских миротворцев, не верят.



Данила Гальперович : Между тем, многие наблюдатели говорят о необходимости заменить российских миротворцев международными силами. Такую точку зрения, в частности, высказал в эфире Радио Свобода правозащитник Владимир Буковский.



Владимир Буковский : Продолжать оставлять там в качестве миротворческих сил русские войска и грузинские – это уже было просто нелепо. Это был сценарий катастрофы. Первым делом надо было эти войска увести – и грузинские, подчеркиваю, и русские, а предложить туда контингент по выбору ООН, по решению обеих сторон, по согласию обеих сторон, не знаю, норвежские, канадские и так далее. Надо было разрядить ситуацию, которая накалялась. Понятно было, что малейшая искра, и там все взлетит. Это для меня очевидно – в каких вопросах лучше заинтересованным сторонам не участвовать в миротворческих операциях.



Данила Гальперович : Точки зрения о необходимости ввода международных миротворцев придерживаются и в Вашингтоне. А, судя по последним высказываниям Ангелы Меркель, и в Европе Россию постепенно начинают считать одной из сторон конфликта.



XS
SM
MD
LG