Ссылки для упрощенного доступа

Президент США отозвал из Конгресса американо-российское соглашение по мирному атому


Программу ведет Андрей Шарый. Принимают участие корреспонденты Радио Свобода Андрей Шароградский и Ян Рунов.



Андрей Шарый: Президент США Джордж Буш отозвал из Конгресса свою просьбу о ратификации американо-российского соглашения по мирному использованию бывшего в употреблении ядерного топлива и по сотрудничеству в области ядерной технологии. Российское политологическое сообщество разделилось, кое-кто из чиновников и политологов считает, что это прямой ответ США на последствия поведения России в кавказском конфликте, другие говорят, что речь идет о внутриполитических американских проблемах. С тем, что это за соглашение, и как стороны оценивают его важность, вас познакомит мой коллега Андрей Шароградский.



Андрей Шароградский: Соглашение, подписанное в мае этого года главой Росатома Сергеем Кириенко и послом США в России Уильямом Бернсом, определяло условия сотрудничества в области ядерной энергетики между США и Россией на основе принципа нераспространения ядерных технологий. Оно создавало юридическую базу для совместных проектов российских и американских компаний в области энергетики. Кроме того, соглашение, рассчитанное на 30 лет, обеспечивало США доступ к российским ядерным технологиям и способствовало заключению выгодных для России сделок по хранению отработанного ядерного топлива. О решении отозвать соглашение из Конгресса сообщил представитель американского Государственного департамента Джон Маккормак, зачитавший заявление главы внешнеполитического ведомства США Кондолизы Райс.



Джон Маккормак: Цели США в сфере нераспространения, содержавшиеся в предложенном соглашении, остаются в силе: дать твердую основу для американо-российского сотрудничества в мирном использовании ядерной энергии, создать коммерческие возможности, улучшить взаимодействие с Россией по важным глобальным вопросам нераспространения. Мы приняли это решение с сожалением. Увы, в сложившихся условиях сейчас не время для соглашения.



Андрей Шароградский: Многие наблюдатели уверены, что под "сложившимися условиями" в заявлении Госдепартамента имелась ввиду ситуация вокруг российско-грузинского вооруженного конфликта. Однако существует и другая точка зрения, согласно которой решение американской администрации имеет своей целью спасти соглашение от провала его при рассмотрении в Конгрессе. Эту точку зрения разделяет заместитель директора Института США и Канады Российской академии наук Виктор Кременюк.



Виктор Кременюк: Это очень важное соглашение, которое прокладывает путь к сотрудничеству между Россией и США в той сфере, где никто не может другой заменить ни одну из этих стран. На данном этапе, в данный момент, когда Конгресс противостоит администрации, и между администрацией и Конгрессом очень натянутые отношения, это соглашение может стать жертвой разборок между администрацией и Конгрессом. Сейчас, когда в США очень сильные антироссийские настроения из-за кризиса на Кавказе, тем более это соглашение может стать жертвой сиюминутного политического интереса. Таким образом, существует достаточно высокая угроза того, что в данных условиях это соглашение Конгресс может зарубить. И тогда придется заново следующей администрации начинать новые переговоры, опять переговоры по заключению этого соглашения. Поэтому администрация сейчас отзывает это соглашение из Конгресса, и при следующей администрации, которая придет после нее, это соглашение опять вернется в Конгресс.



Андрей Шароградский: Виктор Кременюк не согласен с теми, кто рассматривает отзыв соглашения по мирному атому из Конгресса как своего рода санкцию против Москвы в ответ на ее действия в Грузии.



Виктор Кременюк: Это соглашение в равной степени в интересах США и в интересах России. С какой стати США, дабы проявить свое недовольство Россией, будут действовать во вред себе? Может быть, какие-то другие страны и способны на такие вещи, но только не США. Тот факт, что США сейчас отзывают, да, по времени совпадает с периодом активных разговоров о санкциях. Но это санкцией не является. Наоборот, мне кажется, это является попыткой сейчас отложить рассмотрение этого соглашения для того, чтобы оно сейчас не попало под пяту такого недовольства Россией и возможной расправы с этим соглашением.



Андрей Шароградский: Напомню, что США осудили действия российских войск как "неадекватные", поддержали территориальную целостность Грузии, а всего несколько дней назад во время визита в Тбилиси вице-президент США Дик Чейни объявил о выделении 1 миллиарда долларов на восстановление грузинской экономики и поддержал стремление страны вступить в НАТО.



Андрей Шарый: Теперь мнение американского эксперта по поводу атомного соглашения между Россией и США. У микрофона - корреспондент Радио Свобода в Нью-Йорке Ян Рунов.



Ян Рунов: Что означает этот шаг и насколько серьезны его последствия? Вице-президент вашингтонского Совета по американской внешней политике Илан Берман ответил.



Илан Берман: Я думаю, это показатель того, до какой степени ухудшились американо-российские отношения за последний месяц. Нынешний шаг является прямой реакцией администрации Буша на военные действия России против Грузии. Мы являемся свидетелями принципа «око за око, зуб за зуб» в дипломатическом и политическом противостоянии между Россией и США.



Ян Рунов: Вы считаете, что это связано с Грузией, а не с внутренней политикой, с тем, что Буш не уверен, что Конгресс согласится ратифицировать соглашение?



Илан Берман: Немного и с тем, и с другим. Конгресс и раньше выражал сомнение по поводу этого соглашения, а в последнее время законодатели призывали Буша отозвать просьбу о ратификации в ответ на вторжение российских войск в Грузию. Так что сейчас фундаментальная причина приостановки процесса ратификации - события в Грузии и общее поведение России на постсоветском пространстве. Еще одна важная причина пересмотра вопроса об американо-российском сотрудничестве в области мирного атома - антизападная позиция Кремля по проблеме ядерных амбиций Ирана. Все это оказалось завязанным в один узел. После вторжения в Грузию у Запада осталось еще меньше надежды на то, что Россия поможет решить проблему Ирана. Поэтому сотрудничество с Россией по обмену ядерной технологией и отработанным ядерным топливом теряет смысл. Стало менее вероятным, что расширение сотрудничества с Кремлем в области мирного атома побудит Россию изменить поведение в отношении Ирана.



Ян Рунов: Кто в результате замораживания ратификации потеряет больше - Россия или сами США?



Илан Берман: Я думаю, в большей степени ответ на этот вопрос зависит от того, насколько верной была изначальная предпосылка этого соглашения, подписанного в мае. Администрация Буша видела в соглашении инструмент улучшения американо-российских отношений и перетягивания Москвы на сторону Запада в давлении на Иран. На мой взгляд, еще до вторжения в Грузию стало очевидно, что соглашение никак не вело к выполнению поставленной задачи.



Ян Рунов: Так считает Илан Берман, вице-президент вашингтонского Совета по американской внешней политике.


XS
SM
MD
LG