Ссылки для упрощенного доступа

Сегодня в Америке. За неделю до выборов Джон Маккейн пытается сократить отставание от Барака Обамы. В Гуантанамо идет суд над главным пропагандистом "Аль-Каиды"


Юрий Жигалкин: За неделю до выборов Джон Маккейн пытается сократить отставание от Барака Обамы. В Гуантанамо идет суд над главным пропагандистом «Аль-Каиды». Таковы некоторые из тем рубрики «Сегодня в Америке».


За шесть дней до президентских выборов Джон Маккейн сокращает разрыв с Бараком Обамой, а может и не сокращает, если верить разным источникам. Результаты опросов общественного мнения дают возможность подтвердить любую точку зрения.


Рассказывает Ян Рунов.



Ян Рунов: Несмотря на то, что организации, проводящие опросы общественного мнения, подвергаются критике, а кандидаты в президенты утверждают, что сами они игнорируют результаты опросов, эти результаты ежедневно публикуются и живо обсуждаются средствами массовой информации, которые называют опросы индикатором колебаний в настроениях избирателей. Если верить результатам опросов, проведенных Исследовательским центром «Пью», то за Барака Обаму сегодня готовы проголосовать 52 процента избирателей, а за Джона Маккейна – 36 процентов. По данным Института Гэллапа, разрыв между Обамой и Маккейном сокращается. По традиционной модели опроса за Обаму – 49 процентов опрошенных, а за Маккейна - 47 процентов. Оба кандидата продолжают свою предвыборную борьбу в разных штатах.



Джон Маккейн: Сенатор Обама хочет стать главнокомандующим по перераспределению доходов, а я хочу стать просто главнокомандующим.



Барак Обама: Мы уже попробовали идти путем Джона Маккейна, попробовали идти путем Джорджа Буша. И это не сработало, хотя мы старались последние 8 лет. В результате у нас экономическое положение худшее за многие десятилетия. Мы не можем себе позволить больше сидеть и ждать ни дня, ни минуты, ни секунды в эту последнюю неделю выборов, которые мы должны выиграть.



Ян Рунов: В сложной избирательной системе США простое большинство избирателей не обязательно гарантирует победу. Нужно еще набрать большинство так называемых «голосов выборщиков» в разных штатах. У Макеейна, который лидирует только в двух штатах из 50 - в Монтане и Северной Дакоте, - шансы догнать Обаму сомнительны. Победа Маккейна возможна, как пишет журнал «Форбс», лишь в случае, если все опросы общественного мнения ошибаются. Последний сильно действующий аргумент Маккейна: Обаме не чужды идеи социализма. Много лет назад Обама сам признал, что в студенческие годы предпочитал общаться с профессорами-марксистами. Судя по всему, Барак Обама успешно отобьет и эту атаку.


Сейчас расстановка сил среди избирателей – членов Демократической или Республиканской партий – в основном, определилась. Главная борьба идет за те 6-10 процентов независимых, не партийных избирателей, большинство из которых, по данным опросов, склоняются на сторону Обамы, однако окончательное решение еще не приняли.



Юрий Жигалкин: За считанные дни до выборов наблюдатели откровеннее заговорили о том, что до сих пор считалось политически некорректной темой, - о том, может ли серьезно и неожиданно повлиять на исход выборов этнический фактор, раса одного из претендентов. Подавляющее число американцев говорят, что они готовы видеть во главе страны афро-американца. Но несколько дней назад «Нью-Йорк Таймс» вынесла на первую полосу обширную статью из важного для обоих кандидатов штата Пенсильвания. В этой статье, так сказать, среднестатистические провинциальные американцы откровенно признаются, что кандидат-афроамериканец кажется им чужим, и они намерены голосовать за более понятного и знакомого кандидата.


Может ли расовый фактор внезапно оказаться более значимым для исхода выборов? Мой собеседник – профессор Мичиганского университета Владимир Шляпентох.



Владимир Шляпентох: Этот фактор, скорее всего, очень важен. Накануне выборов идут непрерывные гадания, о том, насколько этот фактор важен и насколько американцы откровенны с социологами, когда они отвечают на вопрос о своих избирательных предпочтениях. Я думаю, что они наверняка не вполне искренни. То есть, если сказать более точно, энная часть американцев неискренни, когда идет речь о выбор между черным и белым кандидатом. Но насколько этот фактор силен – мы это узнаем только 4-го числа. И в этом в значительной степени драма этих выборов.



Юрий Жигалкин: Профессор, как вы считаете, какие еще факторы могут повлиять на исход выборов?



Владимир Шляпентох: Вторым фактором, который явно будет играть роль и который сейчас, как говорят в России, разматывает Маккейн довольно успешно, очевидные эгалитарные, уравнительные тенденции в позиции Барака. Это особенно четко проявилось недавно, во время знаменитой беседы Барака с сантехником Джо, в которой Барак, – может быть, неосмотрительно – заявил о том, что необходимо распространять богатство людей, чтобы повысить уровень равенства в обществе. Для американской культуры, для американских традиций эгалитарность всегда, в общем, была опасностью, и большинство американцев относились крайне негативно к этому. Правда, теперь в связи с тем, что американское общество уже неоднородное, в американском обществе велик удельный вес меньшинств, которые ориентируются на помощь государства в удовлетворении их основных потребностей, эта ненависть в эгалитарности наверняка снизилась. Но в какой степени – опять-таки мы это узнаем 4-го числа.



Юрий Жигалкин: С этими предположениями социолога, профессора Мичиганского университета Владимира Шляпентоха соглашаются и другие эксперты, которые объясняют этими скрытыми факторами сравнительно небольшой отрыв Барака Обамы от Джона Маккейна, учитывая невероятно неблагоприятные для республиканского кандидата обстоятельства, в том числе крушение фондовых бирж. Впрочем, резкий взлет курсов акций, может, по их словам, резко повысить предвыборные шансы Маккейна.


Курсы акций на Нью-йоркской бирже совершили во вторник один из крупнейших в истории Уолл-стрит скачков, индекс Доу Джонса взлетел почти на 11 процентов, но, в отличие от подобных событий в прошлом, нынешнее не сопровождалось порывом надежд и приливом энтузиазма инвесторов. Они решили последовать за редкими энтузиастами-покупателями лишь незадолго до закрытия бирж, только под угрозой остаться на обочине событий, если рынки, вопреки очевидным препятствиям, продолжат подъем в среду. Неубедительным поводом для рывка стали надежды на очередное снижение кредитной ставки Федеральной резервной системой, которое ожидается в среду, и расчеты на то, что рынки наконец-то оказались на дне, откуда дорога лишь вверх. Но к негативным факторам во вторник добавилось рекордное падение индекса покупательской уверенности, что означает, что американский потребитель, от которого зависит экономическое преуспевание, намерен затянуть туже пояс. В том же, что касается Уолл-стрит, трейдеры не уверены даже в том, продлится ли поступательное движение курсов акций хотя бы на два-три дня.


Термин «заговор», которым воспользовались представители спецслужб для мотивировки ареста двух молодых скинхедов, судя по всему, был выдан авансом. В понедельник информационные агентства передали информацию о разоблачении заговора белых супрематистов с целью организации покушения на Барака Обаму и убийства десятков афро-американцев. Во вторник выяснилось, что дело, судя по всему, не выходит за пределы интернетного бахвальства и выстрела по окнам церкви, о котором тут же узнал местный шериф. Ему не составило труда остановить хулиганов, находившихся в автомобиле, на котором мелом была выведена свастика. Эта вторая за последние месяцы история раскрытия заговора с целью покушения на Барака Обаму. Первая, в которой также были замешаны супрематисты, оказалась ложной тревогой.


В Гуантанамо начался очередной протест на человеком из окружения бин Ладена. На этот раз военным присяжным предстоит определить уровень вины того, кого обвинение называет главным пропагандистом террористической сети.


Рассказывает Аллан Давыдов.



Аллан Давыдов: Подсудимый - 40-летний гражданин Йемена Али Хамза аль-Бахлул. Он зарабатывал на жизнь пропагандой джихада, изготовляя, например, видеофильмы, внушающие рекрутам «Аль-Каиды» о богоугодности миссий террористов-самоубийц. Обвинитель из Пентагона майор Дэн Коуиг заявил, что девяти офицерам – членам жюри – предстоит решить, является ли производство пропагандистской продукции военным преступлением. Он зачитал фрагменты из личного дневника и писем, которые Бахлул направлял из Гуантанамо лидерам «Аль-Каиды», и в которых тот сожалел, что не был в числе террористов-угонщиков американских самолетов в день 11 сентября. Бахлул настойчиво призывал пролить кровь врагов, утверждая, что теперь у него нет выбора кроме как вести джихад словом и пером.


Обвинение добивается наказания Бахлула за сговор с «Аль-Каидой» с целью совершение атак, повлекших гибель людей, за призывы к убийствам и за подготовку материалов, поддерживающих терроризм. В случае признания виновным ему грозит пожизненное заключение. Следствие передало в суд сведения о том, что Бахлул работал пресс-секретарем Усамы бин Ладена и обрабатывал умы новобранцев террористической сети. В частности, Бахлул изготовил видеоролик, восхваляющий террористический акт против американского эсминца «Коул» в Йемене в 2000 году, в результате которого погибли 17 военнослужащих США. Сам Бахлул хранит молчание на суде - в знак протеста против «нелегитимного», как он считает, трибунала, и против того, что судья отказал ему в праве выступать в качестве собственного адвоката.


Насколько справедливой выглядит процедура военных трибуналов, которые проводятся сейчас в Гуантанамо над подозреваемыми в терроризме? Поделиться своим мнением я попросил Майкла Рашфорда, президента Фонда криминальной юстиции в Сакраменто, штат Калифорния.



Майкл Рашфорд: Учитывая, что американский президент и Конгресс одобрили процедуру таких трибуналов, и что военнослужащие США в случае правонарушений проходят ту же самую процедуру - процессы в Гуантанамо представляются мне справедливыми. Они справедливы настолько, насколько позволяют обстоятельства. В отличие от критиков таких судов, я не считаю что агентам зарубежных террористических сетей сражающихся против нашей страны, должны быть предоставлены те же права, что и американским гражданам, предстающим перед американским судом. Невозможно вести публичный суд подобный суду над обычными преступниками в США, когда имеешь дело с фанатичным врагом, когда его сообщники за рубежом внимательно отслеживают все, что мы о них знаем и чего не знаем. Мало того, если вспомним, что на предыдущем процессе присяжные отвергли самые серьезные обвинения против шофера бин Ладена, приговорив его к сравнительно мягкому наказанию, то я думаю, что и на этом суде подсудимому предоставлено достаточно возможностей, чтобы защититься, учитывая, естественно, обстоятельства.



Аллан Давыдов: Сегодня на базе в Гуантанамо содержится примерно 255 членов «Аль-Каиды», «Талибана» и связанных с ними групп.


XS
SM
MD
LG