Ссылки для упрощенного доступа

Экономические аспекты послания президента России Федеральному Собранию


Программу ведет Кирилл Кобрин. Принимает участие корреспондент Радио Свобода Иван Трефилов.



Кирилл Кобрин: Об экономических аспектах послания президента России Федеральному Собранию - в "Экономической панораме".



Иван Трефилов: Как и ожидалось, одной из главных тем ежегодного послания российского президента стал мировой финансовый кризис. Основной причиной его возникновения, по словам Дмитрия Медведева, стали действия Соединенных Штатов, которые, «надувая денежный пузырь для собственного роста, не только не потрудились скоординировать свои решения с другими участниками финансового рынка, но и пренебрегли элементарным чувством меры, не слушая многочисленные предупреждения со стороны своих партнеров». Впрочем, несмотря на трудности, переживаемые сегодня мировой, в том числе, и российской экономикой, власти страны, как считает президент, делают все необходимое для нормализации обстановки на внутренних рынках



Дмитрий Медведев: Правительство приняло программу действия по минимизации последствий кризиса в России, по оздоровлению банковской системы и поддержке отдельных секторов экономики. Сегодня главное - эти меры полностью реализовать. Обращаю особое внимание правительства, Банка России, всех государственных организаций: промедление с реализацией этих мер недопустимо. Надо прежде всего пробить образовавшиеся в экономике финансовые тромбы, чтобы выделенные средства дошли до их конечных получателей в таких важнейших отраслях, как сельское хозяйство и строительство, машиностроение и оборонно-промышленный комплекс, а также до малых предприятий. При этом каждый рубль должен тратиться эффективно, значит, с умом.



Иван Трефилов: Поддержка реального сектора российской экономики, по мнению экспертов, сегодня действительно должна стать одной из главных задач финансовых властей. Говорит главный экономист инвестиционного банка «Траст» Евгений Надорошин.



Евгений Надорошин: Сейчас действительно банки сворачивают свою активность по кредитованию не только реального сектора, но и потребления, и, собственно, друг друга. И уже свернули по факту вообще. Поэтому надо сказать, что многие, естественно, сталкиваются с тем, что, несмотря на то, что проблема финансового сектора, потребность в текущей ликвидности уже решена, это вовсе не означает, что кредитные ресурсы стали доступны. И плюс ко всему прочему, естественно, государство не может дать всем столько денег, сколько необходимо, поскольку просто у государства нет, во-первых, ни возможности организовать всю эту инфраструктуру по предоставлению средств частному сектору и следить за качеством инвестиций. Здесь банки должны выполнять свою роль. И понятно, что, помимо этого, есть некие объемы господдержки, типа средств, предоставленных "Внешэкономбанку" на рефинансирование внешнего долга, целевых денег, выделяемых малому бизнесу, строительному сектору и прочим. Вот эти деньги пока действительно не дошли. И плюс понятно, что власти ожидают, что от действий по поддержке финансовой системы будет польза, собственно, в том виде, что финансовая система начнет кредитовать активнее реальный сектор экономики, выполняя свою функцию посредника, которую в последние годы она очень активно развивала.



Иван Трефилов: Почему деньги, выделяемые правительством и Центральным банком коммерческим банкам, сегодня по-прежнему не доходят до российских предприятий и компаний? Главный экономист «Альфа-банка» Наталия Орлова.



Наталия Орлова: Я сказала бы так, что вот эту последнюю неделю ситуация на межбанковском рынке, на банковском рынке стала несколько полегче. Хотя главным препятствием для прохождения, собственно, рублей в реальный сектор, конечно же, является общий кризис доверия в банковском секторе, которые приводит к тому, что банки между собой достаточно неохотно работают. И конечно же, они не очень активно выдают кредиты просто потому, что непонятно, кто из заемщиков, будь то банк или компания, могут деньги вернуть назад. Проблема этого кризиса доверия не решается очень быстро. Это не тот вопрос, когда государственные деньги поступят в крупные или не очень крупные банки. Это вопрос того, когда рынок очистится и когда кредитное качество заемщиков станет более прозрачным. На это должно уйти какое-то время.



Иван Трефилов: Тем не менее, по словам Дмитрия Медведева, получив значительные преимущества в период активного роста мировой экономики, Россия готова вместе с другими странами противостоять и тем трудностям, к которым ведет ее замедление. Более того, страна будет настаивать на радикальном изменении мировой экономической системы.



Дмитрий Медведев: Считаем, что глобальные финансовые институты должны получить действенные возможности предупреждать возникновение кризисов, минимизировать их последствия для остального мира, в какой был стране они ни зарождались и какой бы рынок не затрагивали: финансовый, энергетический или продовольственный. Минимальный набор задач включает разработку новых систем оценки рисков, которые учитывают взаимозависимость финансовых институтов и реального сектора. Внедрение современных технологий и раскрытие объективной информации об участниках рынка и о финансовых операциях, гармонизацию стандартов бухгалтерского учета и отчетности, а также повышение требований к капиталу финансовых учреждений.



Иван Трефилов: В перспективе Россия, по словам президента, должна играть все большую роль на мировых финансовых рынках. Для этого необходимо усиливать позиции рубля в международных расчетах, прежде всего, в торговле газом и нефтью, добиваясь его превращения в региональную валюту. Насколько реальны эти планы - говорит главный экономист «Альфа-Банка» Наталия Орлова.



Наталия Орлова: Статус резервной валюты, международной валюты, конечно, подразумевает, что есть на эту валюту спрос. А этот спрос возникает тогда, когда валюта достаточно стабильна. Применительно к рублю мы видим ситуацию, когда, конечно же, валюта очень сильно зависит от цен на нефть. Я думаю, что, безусловно, правильно сейчас искать какие-то варианты для того, чтобы рубль становился, может быть, региональной валютой, поиск каких-то региональных союзов. Но в целом, конечно нужно понимать, что самое главное - то фундаментальное качество валюты. И, к сожалению, пока российская экономика еще недостаточно диверсифицирована, я не думаю, что мы в нынешних условиях можем рассчитывать на то, что рубль быстро может стать резервной валютой или быстро будет востребован многими странами.



Иван Трефилов: Несколько иное мнение у главного экономиста инвестиционного банка «Траст» Евгения Надоршина



Евгений Надоршин: Я действительно отношусь к этому вполне оптимистично, это возможно, особенно на фоне нынешней ситуации, когда традиционные резервные валюты и металлы, скажем так, теряют свою популярность. Если вы посмотрите на доллар-евро, то несложно заметить, что те кульбиты, которые выписывает курс этих валют, они явно не позволяют говорить о том, что это валюты стабильные, и о том, что они надежные, и о том, что они могли бы гарантировать сбережения. Понятно, что большинство встает перед вопросом: если не эти валюты, то какие же? И понятно, что они не находят сейчас внятного ответа на этот вопрос. То есть пространство, которое может быть заполнено теми самыми региональными резервными валютами, оно есть, собственно, вот то самое, что позволяет надеяться, что эти довольно амбициозные заявления действительно имеют под собой вполне реальную почву. Другое дело, что это не перспектива сегодняшнего дня. Понятно, что контракты за газ, за нефть, они достаточно долгосрочные, там достаточно стабильные, устоявшиеся уже годами правила с нашими поставщиками и иностранными потребителями. Поэтому поменять враз это будет все достаточно сложно. Я думаю, что это процесс, который будет продолжаться годами, и даже, возможно, десятилетиями.



Иван Трефилов: Кроме того, по словам Наталии Орловой, денежная система России пока просто не готова к увеличению доли рубля в международных финансовых расчетах.



Наталия Орлова: Я думаю, что есть очень важное экономическое препятствие для того, чтобы обеспечивать рублевый товарооборот. России нужно быть готовой к тому, что существенная часть рублевой денежной массы будет уходить за рубеж. Иными словами мы должны имитировать средства, которыми будут распоряжаться другие страны. Я хочу сказать, что у нас монетизация нашей экономики не настолько большая, чтобы мы могли легко позволить вот такое изменение денежного обращения. То есть это тоже достаточно сложный процесс, к которому нужно готовиться.



Иван Трефилов: Мировой финансовый кризис, как считает Дмитрий Медведев, еще далек от завершения. Однако он уверен в том, что страна не только успешно преодолеет его последствия, но выйдет из кризиса еще более сильной.


XS
SM
MD
LG