Программу ведет Александр Гостев. Принимает участие корреспондент Радио Свобода Андрей Шарый.
Александр Гостев: Творческая группа московских и красноярских коммунистов представила на официальном сайте Компартии Российской Федерации клип под названием "Очень хочется в Советский Союз". Видеорядом ролика служат кадры из нового клипа группы "Ляпис Трубецкой" на песню "Огоньки". А в качестве музыкального оформления использована песня группы "Ундервуд" из альбома "Все, кого ты так сильно любил". Музыканты обеих групп уже выразили свое недовольство акцией КПРФ, а режиссер клипа Алексей Терехов намеревается подать в суд на изготовителей клипа. Терехов заявил, что и песня, и клип имеют явно иронический характер и не предназначаются для того, чтобы с их помощью пропагандировались идеи, с которыми режиссер не согласен. Об эффективности и уместности такой пропаганды мой коллега Андрей Шарый побеседовал с известным московским социологом, директором Левада-Центра Львом Гудковым.
Звучит песня группы "Ундервуд":
В старой коробке из-под конфет
Жили-были герои мультфильмов.
Волк, например, из «Ну, погоди»
,Он мне кричал «Не уходи!!!»
В телевизоре на чердаке
Жили-были недетские страсти.
Ёжик в тумане на грани весны,
Семнадцать мгновений шпионской напасти…
Очень хочется в Советский Союз!!!
Очень хочется снова и снова.
Очень хочется в Советский Союз!!!
Шепнуть Чебурашке на ухо два слова,
Опять и опять.
Очень хочется… Ать!
Улететь на МИГ-25…
Лев Гудков: Она отвечает некоторым таким инфантильно-ностальгическим настроениям. Ностальгия по СССР падает, в 90-е годы она была примерно на уровне 65 процентов, потом, с приходом Путина, резко подскочила - до 70 процентов людей сожалели о крахе СССР на фоне кризиса, на фоне всего, что было связано с приходом такого авторитарного лидера, который восстанавливал связи между советским прошлым и настоящим. Сегодня испытывают те или иные сожаления по советской жизни 55 процентов.
Вещь неслучайная, потому что впереди нет ничего такого хорошего. За это время не выработано никаких коллективных символов, нет представлений о том, что в будущем что-то будет позитивное, что могло бы быть связано с достижениями всего народа, всего целого. Поэтому интегрировать страну можно только лишь за счет обращения к прошлому либо ненавистью, завистью к более удачливым и богатым странам.
Андрей Шарый: Вот ностальгические настроения - это естественное воспоминание о молодости для людей старшего поколения или среднего сейчас уже.
Лев Гудков: В большой степени да. Конечно, для молодых никаких таких особых переживаний по поводу жизни в Советском Союзе нет. Мы задаем такие постоянные вопросы: "А почему, собственно, вы сожалеете, с чем это связано, ваше сожаление о распаде СССР?" Люди называют более-менее рациональные вещи: разрушенная единая экономическая система, утрачены связи с родственниками, которые остались в других республиках, - это главные мотивы. Но есть и такие коллективные политические сантименты. Люди потеряли чувство принадлежности к великой державе - это тоже очень распространенный мотив. Трудно стало свободно путешествовать, ездить на отдых, возросло взаимное недоверие, ожесточенность между людьми. Но то, что в этой песенке отражено, это, конечно, потребность в таком примитивном инфантильном переживании спокойно, золотой жизни.
Андрей Шарый: Нынешняя власть, партия "Единая Россия", Медведев или Путин в какой степени эксплуатируют эти настроения ностальгии?
Лев Гудков: Путин и "Единая Россия" в очень большой степени, действительно, сидят и эксплуатируют эти чувства. Путин вообще в каком-то смысле реставрирует или имитирует большой стиль советского времени, такой неосталинский ампир своего рода. Это очень сильно, и это вполне эффективно. Это все-таки легитимизация власти через постоянные апелляции к прошлому, идеализированному прошлому.
Андрей Шарый: Если рассмотреть это просто как факт жизни, использование Компартией этого конкретного клипа, этой песни - это удачный пиар-ход, на ваш взгляд?
Лев Гудков: Нет, конечно. Потому что здесь снимается игровой момент, которые очень ощутим в этой песне, некоторая ирония, некоторая игра. Потому что для большинства, конечно, этот мотив очень важен. Сожалеют, но точно знают, что вернуться в прошлое нельзя - большинство людей это осознают, даже те, кто ностальгирует по прошлому. Поэтому можно к этому относиться как к такому сентиментальному переживанию своего детства, своих детских игр, своей детской незрелости, но потеря этой игровой дистанции, ирония, она, конечно, убивает все.
Звучит песня группы "Ундервуд":
Очень хочется в Советский Союз!!!
Очень хочется, правда-правда.
Очень хочется в Советский Союз!!!
Атомный, страшный, большой, коварный\
Опять и опять.
Очень хочется… Ать!
Улететь на МИГ-25…
Улететь на МИГ-25…