Кирилл Кобрин: А теперь наша традиционная рубрика «Сегодняшний факт».
В Москве, в Центральном доме художника открылась Международная ярмарка интеллектуальной литературы Non / fiction . В этом году на ярмарке представлены 265 участников из 21 страны мира, в том числе из Великобритании, Германии, Израиля, Италии, Франции, Чехии и Японии. Почетным гостем этой ярмарки стала Финляндия. Первая выставка-ярмарка Non / fiction прошла в 1999 году, ее организаторы называют альтернативной массовой литературе. В рамках выставки традиционно присуждаются Премия Андрея Белого, имени Мориса Ваксмахера и Поля-Леруа Болье – это переводчикам с французского, а также премии «Человек книги», издателям и другие награды.
О принципах подбора издательств и авторов для Non / fiction – один из инициаторов создания ярмарки, директор издательства «Ad Marginem» Александр Иванов.
Александр Иванов: Три принципа, к которым надо постоянно возвращаться, на которых эта ярмарка, собственно, основана была. Это гуманитарная ярмарка, а не маркетологическая. То есть это не значит, что мы не хотим продавать свои книжки, мы просто не хотим, чтобы наши книжки возникали из духа рынка, а из других составляющих, чтобы они возникали. Второй принцип – это то, что ярмарка не корпоративная. То есть вот лично для меня одной из главных книг на этой ярмарке является книжка писем Гаспарова, которая издана «Новым издательством», которую я уже купил, прочел с просто неослабевающим чувством восхищения и стыда перед этим человеком. Стыда, потому что я столько глупостей думал о нем, об этом безусловно великом человеке. И вот такие книги, они просто, как Ницше говорил, Заратустра, они все приходят глубинным шагом таким, вокруг них никакого маркетологического шума быть не может. То, что ярмарка не корпоративная, означает простой еще факт, что для нас важнее присутствие «Нового издательства» или книжек издательства «Греко-латинского кабинета», великолепного, одного из последних издательств, которое издает классическую литературу, или поэтических книг, нежели присутствия концерна «АСТ». И еще один принцип: у нас светская ярмарка. Как ни странно, об этом тоже нужно напоминать. Мы готовы, чтобы здесь была представлена религиозная литература, но не катехизическая. Ну, вот три принципа, их надо постоянно вспоминать, о них надо думать, их надо пытаться отстаивать.
По мне, идеальная ярмарка была 10 лет назад, идеальная. Она была маленькая, крошечная, по-своему смешная, но в ней был какой-то такой романтический пафос, который говорил, что вы попали просто в сообщество друзей. Вот в этом был какой-то момент камерности, непритязательности и в то же время гуманитарного духа.
Кирилл Кобрин: Издатель Ольга Морозова – о том, как развивалась ярмарка в этом году, о ее наполнении.
Ольга Морозова: Могу сказать, что она стала все-таки такой почти западной. И это приятно. Очень много зарубежных издателей приезжают. Раньше заманивали, уговаривали, а теперь все сами едут и платят деньги, и ничего. Финны, шведы и французы вообще постоянно. Иногда кого-то уговаривали. Поляки тоже стали постоянными, а они не самые богатые. Это приятно, это придает какой-то такой франкфуртский кураж немножко этой ярмарке. Мне это нравится. Мы становимся цивилизованными европейскими, западными, и это очень хорошо. И в этом смысле приход на эту ярмарку, несмотря на то, что людей много приходит, все с радостью это событие воспринимают. Это уже как бы стиль жизни светской. Любой интеллигентный человек спросит другого: «Ты был в этом году на ярмарке?» Это стало именно… не сразу это началось, конечно, сначала это как-то позиционировалось, а теперь и позиционировать не надо, все как бы сложилось.
Конечно, стало больше, конечно, стало шумнее, конечно, стало в каком-то смысле не хватать пространства, и это очевидно, что оно расширилось. Замечательно, что появился такой fusion в этой ярмарке – сочетание такого, скажем, зрительного видеоряда и книжного. И это все подкрепляется разнообразием, привлекает и так далее. Можно и работу художников книжных посмотреть, каких-то художников, какие-то проекты. Антикварная часть – это тоже очень интересно, она недавно появилось. Это все как-то вот складывается в такой уже ансамбль или коктейль, как сейчас принято говорить, довольно любопытный и интересный. И если один приходит, допустим, за книгами по искусству, здесь тоже можно увидеть самые свежие новинки. Потому что книги по искусству переживают тоже какой-то невероятный взлет. Раньше можно было купить эти альбомы только за границей, мы покупали и привозили тоннами, то теперь все есть у нас. Потом человек, допустим, ездящий во Франкфурт, имеет возможность уже здесь, в Москве встретиться с партнерами. А во Франкфурте, возможно, просто другие задачи себе поставить. То есть она уже даже стала какой-то конкурентоспособной в какой-то степени и с Франкфуртом.
Кирилл Кобрин: Московские издатели Ольга Морозова и Александр Иванов о Международной ярмарке интеллектуальной литературы Non / fiction .