Ссылки для упрощенного доступа

Встреча президентов России и Белоруссии отложена из-за несогласованности повестки дня саммита


Программу ведет Александр Гостев. Принимают участие корреспонденты Радио Свобода Игорь Карней, Андрей Шарый.



Александр Гостев: Запланированная на 1 декабря в рамках заседания Высшего госсовета Союзного государства встреча президентов России и Белоруссии в Москве отложена из-за несогласованности повестки дня саммита. Официально пресс-секретарь президента Белоруссии Павел Легкий отметил, что не знает, кто выступил инициатором отмены встречи, однако подчеркнул: "Если бы все было проработано и должным образом подготовлено, то Высший госсовет состоялся бы".



Игорь Карней, Минск: Еще в конце октября на совещании по вопросам внешней и внутренней политики Александр Лукашенко заявлял, что предстоящее заседание Высшего государственного совета Союзного государства Белоруссии и России будет особым. «Я, как председатель ВГС, сделаю все, чтобы мы внесли в повестку дня существенные вопросы, содержательные, которые касаются самого главного в наших отношениях. В противном случае мы Высший госсовет и проводить не будем», - уточнил Лукашенко.


Что помешало внести в повестку заседания принципиальные вопросы? Вот что по этому поводу думает п редседатель Объединенной гражданской партии Анатолий Лебедько.



Анатолий Лебедько: Александр Лукашенко реализует политику откровенного шантажа. Он не прочь по четным числам танцевать с Медведевым, а по нечетным - с Баррозой. Причем, за каждый танец он хотел бы, чтобы ему платили - либо деньгами, либо каким-то натуральным продуктом. Лукашенко дает понять: в какой-то экстренной ситуации он готов танцевать с кем-то одним, если на него будет давление. Эта политика приводит к осложнению отношений в первую очередь с Москвой. Очевидно, что Лукашенко использует общую ситуацию. В последнее время усилилось противостояние между Брюсселем и Москвой за усиление своего эканомического и политического присутствия в Белоруссии. Это реалии, и Лукашенко пытается их использовать в своих интересах. Но быть Москве на подтанцовке у Лукашенко как-то не приходится. С другой стороны, какой-то четкой и ясной стратегии у Москвы нет.



Игорь Карней: В связи с этим, прогнозирует Анатолий Лебедько, на неопределенную перспективу откладывается ратификация ряда стратегических документов. В частности, именно сегодня планировалось подписание российско-белорусского соглашения об объединенной системе ПВО. Кроме того, в ходе консультаций в повестку дня было включено принятие конституционного акта Союзного государства, а также вопрос перехода России и Белоруссии на единое платежное средство - российский рубль.


Показательно, что еще на прошлой неделе Россия перечислила Белоруссии один миллиард долларов из обещанного двухмиллиардного стабилизационного кредита. Многие аналитики считают, что Россия очередным кредитом пыталась «купить» расположение Минска еще в одном принципиальном вопросе. Вскоре после признания Москвой независимости Абхазии и Южной Осетии Минску намекнули о подобном шаге. Однако Александр Лукашенко заявил, что вопрос признания или непризнания этих республик будет рассматривать вновь избранный парламент Белоруссии. Однако с момента формирования парламента прошло больше двух месяцев, а вопрос даже не поднимался.


К слову, заседание Высшего госсовета срывается уже не в первый раз. Первоначально оно должно было состояться в начале ноября, однако без объяснения причин было перенесено. Что стало причиной очередной отсрочки, так же не поясняется. Сегодня руководитель пресс-службы президента Белоруссии Павел Легкий лишь уточнил: «Если бы все было сделано так, как хотелось белорусской стороне, то, наверное, эта встреча прошла бы».



Александр Гостев: Причины срыва российско-белорусских переговоров на высшем уровне мой коллега Андрей Шарый попросил проанализировать известного в Минске журналиста и политолога, обозревателя Белорусской службы Радио Свобода Юрия Дракахруста.



Юрий Дракахруст: Интригу усугубляет то, что комментарии полуофициальные, неофициальные белорусской и российской стороны абсолютно симметричны. В Белоруссии говорят, что "Минск обеспокоен метанием российской стороны по вопросу развития союзного государства". Но дело в том, что и российская сторона, российские чиновники говорят теми же самыми словами, что Москва предлагала обсудить переход Белоруссии на российский рубль или, по крайней мере, переход в расчетах на российский рубль, подписать уже, в общем, готовое соглашение о единой системе, о ПРО, а у Минска некие свои позиции, поэтому встреча сорвалась.



Андрей Шарый: Кому невыгодно сейчас было проводить такую встречу? Иными словами, какие проблемы в отношениях Минска и Москвы не удалось разрешить?



Юрий Дракахруст: И переход Белоруссии на российский рубль или, как на полноценную валюту, или как на валюту расчетов, и такой, так сказать, наш ответ Чемберлену, наш ответ на американскую ПРО, и признание Белоруссией независимости Абхазии и Южной Осетии - во всем этом все же Москва заинтересована куда больше, чем Минск. А в чем заинтересован Минск? Он заинтересован в российских субсидиях, он заинтересован в российском дешевом газе, в российской дешевой нефти. Судя по всему, ситуация такая, что Москва предлагала обсудить рутинные вопросы только потому, что, что называется, не сошлись в цене. Москва продемонстрировала, что она не готова заплатить за реализацию тех проектов, тех предложений, о которых я говорил, столько, сколько хочет Минск.



Андрей Шарый: Белоруссии предлагают потихонечку поступаться частичками своего суверенитета. Речь идет о переходе на единую валюту, об отказе от контроля над своим противовоздушными, противоракетными системами, поскольку, как известно, там Главный штаб должен быть в Подмосковье с единым командованием, от проведения независимой внешней политики, если речь идет о согласии на признание грузинских мятежных автономий. Насколько болезненны эти проблемы для Минска? Почему Лукашенко не хочет поступиться? Он такой гордый лидер?



Юрий Дракахруст: Такие ограничения суверенитета Белоруссии - это ограничения, в том числе и его личной власти, а в перспективе, возможно, вообще превращение в российского губернатора, как в свое время, в 2002 году, предлагал Владимир Путин, а может, в общем-то, и того не будет. Такое у меня впечатление, что сейчас он все-таки, как-никак, ведет игру на двух досках, на сотрудничество, сближение Белоруссии с Европой, которое началось несколько месяцев назад. Но, судя по всему, оно приобретает реальные очертания. Вот этот скандал отчасти был и усилен Минском для того, чтобы продемонстрировать Европе, видите, мы, в общем-то, не вассал Москвы, мы - самостоятельное, независимое государство, с нами можно иметь дело. Вот эта демонстрация Европы - это и способ нажима на Москву.



Андрей Шарый: А если Москва в ответ отключит газ?



Юрий Дракахруст: Плохо будет. В этом смысл политической игры. Но, в общем-то, ведь уже отключали. Отключали газ Украине, были скандалы с нефтью и с Белоруссией. Риск такой, конечно, есть, но, в общем-то, возможно, Лукашенко рассчитывает на то, что Москва не пойдет в нынешней ситуации на то, чтобы вести пусть даже газовую, пусть даже энергетическую войну со своим, в общем-то, ближайшим союзником.


XS
SM
MD
LG