Ссылки для упрощенного доступа

Сегодня в Америке. В Джорджии и Миннесоте разыгрывается последнее действие исторических выборов. Почему договор о запрете кассетных боеприпасов не нашел сторонников в Вашингтоне? Некоторые из тайн Ричарда Никсона приоткрывает новый фильм о тридцать седьмом президенте США


Юрий Жигалкин: В Джорджии и Миннесоте разыгрывается последнее действие исторических выборов. Почему договор о запрете кассетных боеприпасов не нашел сторонников в Вашингтоне? Некоторые из тайн Ричарда Никсона приоткрывает новый фильм о тридцать седьмом президенте США. Таковы некоторые из тем рубрики «Сегодня в Америке».


Только сейчас, подсчетом голосов в Джорджии и Миннесоте, месяц спустя после президентских выборов и выборов в Конгресс, подводится черта историческому выборному сезону, в результате которого Демократическая партия приобрела небывалый вес в руководящей структуре страны. Выборы сенаторов в Джорджии и Вашингтоне могли обеспечить демократам неоспоримую власть. Этого не произошло. Республиканцы празднуют провинциальную победу общегосударственного масштаба.


Рассказывает Аллан Давыдов.



Аллан Давыдов: В результате очередных выборов в Сенат, где оспаривалась треть мест в верхней палате Конгресса, проведенных в один день с президентскими выборами 4 ноября, сенаторы-демократы получили 58 мест из 100. Правда, в двух штатах - Джорджии и Миннесоте - победителя в тот день определить не удалось. В Джорджии ни один из кандидатов не набрал необходимых 50-ти процентов голосов. Во втором туре выборов, проведенных в этом штате 2 декабря, идущий на второй срок сенатор-республиканец Саксби Чемблисс одержал верх над демократическим соперником Джимом Мартином с перевесом в 10 процентов голосов. Эта победа не позволит демократам получить подавляющий перевес в Сенате – 60 голосов, который бы позволил им провести любой законопроект. Дело в том, что такое преимущество лишает партию меньшинства последнего инструмента ограничения воли большинства: возможности устроить обструкцию, то есть заблокировать процесс принятия решения.


Победа в Джорджии республиканского кандидата в Сенат сохранила за республиканцами такую возможность, что они называют своим крупным достижением. Так трактует свою победу сам Саксби Чемблисс.



Саксби Чемблисс: Вы сегодня твердо заявили миру, что ценности консервативной Джорджии кое-что значат. Нам необходимо иметь сбалансированное правительство в Вашингтоне. И это - желание жителей не только штата, но и всей Америки. Мы будем сотрудничать с новоизбранным президентом Обамой, если он выступит с предложениями, отвечающими интересам жителей Джорджии. Но если он захочет поднять налоги или пересмотреть право на владение и ношение оружия, если будет предлагать отнять у вас право выбирать себе доктора, тогда я буду 41-м сенатором, который встанет и скажет «нет».



Аллан Давыдов: После победы Чемблиса в Джорджии результаты исхода выборов сенатора от Миннесоты утратили значение. Однако там продолжается пересчет голосов избирателей, поданных за представителя местной Демократической фермерско-рабочей партии Алана Фрэнкена, известного в стране крайне либерального комика и республиканца Нормана Коулмэна. По результатам голосования 4 ноября Коулмэн опережал конкурента всего на 215 голосов, или на 0,00075 процента числа проголосовавших. Затянувшийся на месяц пересчет все еще не определил победителя, накопились свыше шести тысяч спорных бюллетеней, в том числе открепительных и испорченных в результате поломки машины для голосования в одном из округов в день выборов. В минувшую среду юрист избирательной кампании Фрэнкена заявил, что его патрон – впервые после начала пересчета – опережает соперника на 22 голоса. Однако, согласно официальным данным госсекретаря штата, Фрэнкен отстает от Коулмэна на 303 голоса. Пока пересчитано 94 процента поданных бюллетеней. Избирательная комиссия штата Миннесота намерена 16 декабря начать ускоренную сортировку спорных бюллетеней, но сомнительно, что это значительно ускорит пересчет, поскольку кандидаты продолжают оспаривать обоснованность учета сотен бюллетеней и не исключают судебных тяжб.



Юрий Жигалкин: Среди представителей стран, подписавших договор о запрещении кассетных бомб, не было представителей Соединенных Штатов. Не было в их числе и представителей некоторых других ведущих стран. Почему? Об американской позиции рассказывает Ян Рунов.



Ян Рунов: США, Россия, Китай, Израиль и ряд других государств отказались подписать международный договор, запрещающий использование кассетных бомб. Чем мотивируют свой отказ США? Вот что говорит об этом директор центра исследований в области военной стратегии Global Security Джон Пайк.



Джон Пайк: Я полагаю, что правительство США, а также правительства России и многих других стран считают кассетные бомбы одним из важных и эффективных средств достижения военных целей. Их применение не противоречит международным правилам ведения войны. Страны, поддерживающие запрет, либо вообще не имеют этого оружия, либо вряд ли когда-нибудь используют его. Не думаю, что отказ подписать соглашение повредит репутации США. Думаю, появятся осуждающие статьи в крайне либеральной печати, будут стыдить за это администрацию Буша, военные круги США и ряда других стран, но это не заставит эти страны отказаться от необходимого им оружия.



Ян Рунов: Инициатор запрета Норвегия и другие сторонники запрета кассетных бомб считают, что в подавляющем большинстве жертвами этого оружия становятся не солдаты противника, а мирные жители, часто дети. Как заметил представитель правозащитной организации Human Rights Watch Стив Гросс, договор об отказе от применения этих бомб может спасти несчетное количество жизней мирных граждан, которые погибают от кассетных бомб даже тогда, когда военные действия прекращены.


Представитель Госдепартамента Роберт Вуд заявил, что США по-прежнему считают кассетные боеприпасы необходимыми для ведения войны. Хотя США также озабочены гуманитарным аспектом проблемы, тем не менее, отказ от применения этих бомб может подвергнуть большему риску жизни американских солдат и солдат стран-союзников.


Организаторы движения против кассетных боеприпасов надеются, что даже страны, не подписавшие соглашения, воздержатся от применения кассетных бомб, как это произошло с противопехотными минами после принятия соглашения об отказе от них в 1997 году. Пока под договором о запрете на применение кассетных бомб поставили подписи 92 страны. Это менее половины государств – членов ООН. После подписания в Осло документ будет передан в ООН в Нью-Йорке в надежде, что количество подписавших его стран возрастет.



Юрий Жигалкин: Один из последних официальных актов президента Буша, который он скрепит подписью перед самым уходом из Белого Дома, обещает спровоцировать бурные эмоции. Многие противники и сторонники президента ждут от него решений по многочисленным прошениям о помиловании, которые президенты традиционно рассматривают перед окончанием президентского срока. В среду к числу просителей присоединился Берни Эбберс, основатель и глава некогда крупнейшей телекоммуникационной компании «Уорлдком», рухнувшей в результате разоблачения бухгалтерских махинаций, которые помогли сильно раздуть доходы и капитализацию компании. Эти махинации были организованны Эбберсом, сейчас он отбывает двадцатипятилетний тюремный срок. Среди знаменитостей-соискателей президентского помилования – легендарный финансист восьмидесятых годов Майкл Милкен и бывший глава международной издательской империи Конрад Блэк, осужденные за мошенничество. Но гораздо больший интерес вызывает судьба тех, кто может стать объектом внимания прокуратуры после прихода к власти новой администрации, - работники американских спецслужб и люди из окружения Буша, имевшие отношение к прослушиванию линий связи подозреваемых террористов или к использованию сомнительных способов дознания во время расследования дел о терроризме. Демократы хотят провести обширное расследование на предмет законности их действий, республиканцы призывают Буша нейтрализовать то, что они называют политическим преследованием, упреждающим помилованием честных служащих.


Автопроизводители пытаются уверить законодателей в том, что спасение трех детройтских автогигантов, выделение им десятков миллиардов долларов в качестве кредитов – в интересах всей страны, но подавляющее большинство американцев им не верит. 61 процент опрошенных твердо высказались против государственной помощи автоконцернам, в то время как 70 процентов считают, что если государство протянет руку помощи двум сотням тысяч работников Детройта, это будет большой несправедливостью по отношению к десяткам миллионов других, кто, в конце концов, и будет финансировать спасение убыточной индустрии, чьи работники зарабатывают несравнимо больше среднего американца. Такие настроения – плохая новость для глав трех автоконцернов. В четверг начинаются двухдневные слушания в Конгрессе, во время которых они любой ценой должны убедит законодателей оказать им неотложную помощь, в противном случае, по их словам, «Дженерал Моторс» и «Крайслеру» грозит банкротство уже в ближайшие недели, а затем – мрачное будущее.


На американский экран выходит фильм «Frost/Nixon». Его главный герой – 37-й президент США Ричард Никсон. Он находился на этом посту с 1969 по 1974 год и вынужден был уйти в отставку в результате так называемого Уотергейтского дела, чтобы избежать грозившего ему импичмента. Противоречивая фигура Никсона до сих пор вызывает сильные эмоции и огромный интерес.


Рассказывает Владимир Морозов.



Владимир Морозов: В фильме о Ричарде Никсоне нет скандалов, связанных с его личной жизнью, нет информации о каких-либо финансовых махинациях. Этого не было и в его жизни, которая, как и фильм, целиком посвящена политике. Чем лента может привлечь зрителя?



Рон Ховард: Сотрудники уважали в Никсоне его ум и глубокое знание нюансов мировой политики. Но, когда он злоупотребил служебным положением, они посчитали, что президент их предал. Эта противоречивость характера и делает его идеальным героем кино.



Владимир Морозов: Это говорит режиссер ленты Рон Ховард, хорошо известный зрителям по фильмам «Кокон», «Аполон-13», «Игры разума». Он напоминает, что Никсон появляется в художественных фильмах чаще, чем какой-либо другой американский президент. А вот мнение зрителя.



Зритель: Мне кажется, что повальная, я бы сказал, одержимость фигурой Никсона объясняется тем, что в его жизни разыгрались шекспировские страсти, как, например, в жизни Ричарда Третьего.



Владимир Морозов: Об американском президенте известно гораздо больше, чем об английском короле Ричарде Третьем. Политологи, друзья и враги выпустили о Никсоне десятки книг. Кому мало этой информации, может прослушать 200 часов звукозаписей Никсона, сделанных во время его пребывания в Белом доме. 2 декабря Национальный архив США рассекретил эти записи. В них президент раздраженно бранит своих оппонентов. Он имел склонность видеть их повсюду. ФБР регулярно докладывало хозяину Белого дома даже о таких мелочах, как драка в школьном буфете, где не поладили его сторонники и противники, или об антивоенном протесте 20 студентов колледжа. Эксперты любят напоминать публике о словах Никсона, сказанных им тогдашнему помощнику президента по нацональной безопасности Генри Киссинджеру: «Никогда не забывайте, что пресса – это наш враг, профессура – наши враги». «Это враги,- повторил Никсон, - запишите эти слова сто раз и никогда их не забывайте». По мнению видевших новый фильм, эти слова не забыли и его авторы. Но в таком случае стоит ли его смотреть? Вот мнение кинокритика Бена Манкевица.



Бен Манкевиц: Фильм отличный! Блестяще играют Фрэнк Ланджелла и Майкл Шин. Я видел эту ленту на просмотре и пойду смотреть еще раз.



Владимир Морозов: Президент Ричард Никсон ушел в отставку 34 года назад, 14 лет назад он умер. Говоря о нем сегодня, эксперты задаются вопросом: как обойдется история с Джорджем Бушем? До его отставки и инаугурации Барака Обамы остается менее двух месяцев.


XS
SM
MD
LG