Ссылки для упрощенного доступа

Дмитрий Медведев и Госдума не могут договориться о сроках принятия антикоррупционного законодательства


Программу ведет Марк Крутов. Принимает участие корреспондент Радио Свобода в Москве Данила Гальперович.



Марк Крутов: Сегодня Государственная дума России рассматривает пакет законопроектов о борьбе с коррупцией, внесенных в парламент президентом Дмитрием Медведевым. Накануне днем Комитет Госдумы по конституционному законодательству и государственному строительству внес в него поправки. Ими предполагается отложить вступление законов в силу на один год в связи с финансовым кризисом. А вечером Дмитрий Медведев выступил с резкой критикой этого решения, еще раз дав понять, что настаивает на немедленном вступлении антикоррупционных законов в силу.


Из Госдумы России на прямой связи с нашей студией корреспондент Радио Свобода Данила Гальперович.


Действительно ли есть такая интрига - чуть ли не первое за последние годы противоречие между президентом и парламентским большинством?



Данила Гальперович: Действительно, эта интрига есть. Во всяком случае, есть ощущение того, что в Государственной думе большинство, то есть "Единая Россия", не вполне согласно с планами Дмитрия Медведева и его юридического окружения, людей, которые в его окружении готовили закон о противодействии коррупции, быстро попытаться провести эту реформу. Очевидно совершенно, что здесь есть разные резоны. Во всяком случае, Владимир Плигин, руководитель Комитета по конституционному законодательству, которому передали в свое время этот закон для того, чтобы его вести, и три сопутствующих закона, говорил о том, что необходимо отложить вступление в силу законодательных актов, которые способствуют борьбе с коррупцией для того, чтобы создать подзаконную базу. То есть достаточно резонные замечания, с ними соглашаются некоторые эксперты в том смысле, что, когда выходит закон, нужно понять, как его выполнять, а в государстве не проработаны пока никакие инструкции, например, самым разным ведомствам - Министерству внутренних дел, прокуратуре и Министерству юстиции, самым различным административным организациям, бюджетным организациям для того, чтобы воплощать этот закон. И, собственно, как раз господин Плигин говорит о том, что необходимо несколько отложить вступление самого закона, чтобы все эти инструкции были проработаны. С другой стороны, многие скептики говорят, что российская власть задумалась о том, чтобы на время борьбы с экономическим кризисом не слишком, что называется, копаться в возможных не слишком легальных делах некоторых чиновников, не настраивать против себя чиновничий класс. Но так или иначе то, что ведет Дмитрий Медведев и его юридическое окружение, ясно, не слишком совпадает с тем, что хочет "Единая Россия". И здесь не понятно - "Единая Россия" это или это все-таки правительство и глава "Единой России" Владимир Путин.


Во всяком случае, действительно есть случай разногласия первый. Это уже склонило некоторых депутатов к скептическому отношению к закону. В частности, один из них, заместитель председателя Комитета Госдумы по безопасности Геннадий Гудков совсем недавно делился с Радио Свобода своими мыслями, что если в первом чтении он был целиком за то, чтобы этот закон двигать как можно скорее, то, увидев, что очень мало что меняется в самом законе для его быстрого воплощения и очень маленькое количество каких-либо инструментов вводится для того, чтобы бороться с коррупцией, во втором чтении он, скорее всего, будет либо воздерживаться, либо голосовать против многого. Во всяком случае, будет борьба за поправки, которых было более 200.


Есть еще один момент, который отмечают эксперты. Сам национальный план по борьбе с коррупцией, который был поручен для выработки главе Совета по противодействию коррупции, руководителю администрации президента Сергею Нарышкину, вот этот план, который был выработан к сентябрю, был слабым сам по себе, и в нем довольно мало было реальных каких-то способов для того, чтобы чиновники проверялись обществом и для общества чиновничья братия, что называется, остается совершенно непрозрачной. Это главное, что отмечали эксперты. Они говорят, что закон в том слабом виде, в котором он был воплощен, это лишь следствие плана, который был не как-то последовательно проработан, а просто являлся набором мер, надерганных из самых разных источников и по самым разным мыслям самых разных людей. Общая вот эта слабая ситуация, возможно, также отражает те противоречия вокруг законов по борьбе с коррупцией, которые сейчас есть.



Марк Крутов: Рассмотрение этих законопроектов еще только предстоит сегодня депутатам. А я знаю, что они уже успели принять в последнем чтении оставшиеся поправки в Конституцию.



Данила Гальперович: Да, это было единогласно абсолютно, это была не поправка к Конституции, это была поправка в конституционный закон "О правительстве" о введении контроля парламента над правительством. И вот здесь как раз это была единственная из последних предложенных Медведевым мер, которая принималась всеми в парламенте - оппозицией и правящей партией. За эту меру проголосовали единогласно.


XS
SM
MD
LG