Ссылки для упрощенного доступа

75 лет со дня смерти Владимира Ульянова-Ленина


Программу ведет Евгения Назарец. Принимает участие корреспондент Радио Свобода в Ульяновске Сергей Гогин.



Евгения Назарец: Сегодня исполняется 75 лет со дня смерти Владимира Ульянова-Ленина. Вопрос - хоронить или не хоронить - до сих пор остается открытым. Согласно опросу ВЦИОМ, лишь 15 процентов россиян хотят, чтобы пролетарский вождь оставался в Мавзолее на Красной площади в Москве. Актив Коммунистической партии России сегодня почтит дату смерти Ленина возложением цветов к Мавзолею. О том, как относятся к Ленину на его родине, в Ульяновске, а когда-то Симбирске, рассказывает наш корреспондент.



Сергей Гогин: Однажды в Ульяновск с концертом приехал лидер легендарной рок-группы «Юрайя Хип» Кен Хенсли. Специально для него устроили экскурсию по музею-мемориалу Ленина. Я был свидетелем того, как долговязый стареющий рокер Хенсли, длинноволосый, в кожаных штанах, стоял в торжественном зале музея и созерцал большую статую Ленина. То ли ему было на самом деле интересно, то ли он, как вежливый англичанин, только делал вид, но в этой сценке я тогда почувствовал какой-то если не исторический, то эстетический диссонанс: рок-музыкант, представитель капиталистического мира рассматривает памятник человеку, который хотел этот мир похоронить - вместе с рок музыкой, которой тогда еще не существовало.


Заведующая домом-музеем Ленина Татьяна Брыляева рассказала мне, как однажды ей довелось провести экскурсию по музею для музыкантов хеви-металлической группы «Коррозия металла».



Татьяна Брыляева: Они вошли так шумно, развязно - и постепенно даже перестали разговаривать между собой, стали прислушиваться к экскурсии. И уходили уже из музея молча.



Сергей Гогин: Дом-музей Ленина находится в деревянном двухэтажном доме, где семья Ульяновых прожила девять лет. В советское время, когда путешествие по Волге на теплоходе стоило не дороже 80 рублей, в Ульяновск приезжали толпы туристов, которые хотели увидеть дом, где жил Володя Ульянов.



Татьяна Брыляева: Конечно, посетителей стало намного меньше. Если в начале 70-х годов музей посещало 500 тысяч человек в год, в 80-е, в перестройку - 250 тысяч человек, то в начале 90-х посещаемость упала ровно в 10 раз. Когда жизнь стабилизировалась, посещаемость выросла до 30 тысяч.



Сергей Гогин: Ульяновск был и остается родиной Ленина, его имя все еще можно считать брэндом этого города. Но является ли сегодня имя вождя мирового пролетариата всероссийским брэндом? Руководитель ульяновской региональной организации КПРФ Александр Кругликов уверен, что является, ссылаясь при этом на итоги телевизионного проекта «Имя России».



Александр Кругликов: При всех "но" Владимир Ильич Ленин занял пятую позицию. Причем в этом голосовании принимала участие в основном молодежь.



Сергей Гогин: Как и другие коммунисты, Александр Кругликов против захоронения тела Ленина. Недавний опрос ВЦИОМ, показавший, что две трети россиян выступают за то, чтобы предать тело Ленина земле, коммуниста не убеждает.



Александр Кругликов: Мы прекрасно знаем, что мавзолеи существуют во многих странах мира, не только причем в социалистических. В мавзолеях захоранивали и в царской России. Это Николая Иванович Пирогов, знаменитый хирург, педагог. Захоронения в склепах. Ну, возьмите Киево-Печерскую лавру - там мощи на обозрение выставлены.



Сергей Гогин: Настоятель Свято-Троицкого храма в городе Барыш Ульяновской области отец Игорь Ваховский сравнивает мавзолей на красной площади по его архитектуре с языческим зиккуратом, на котором приносились жертвы. Священник напоминает, что с точки зрения христианина всякий человек после смерти обязан быть предан земле, в том числе и Ленин.



Игорь Ваховский: Для некоторой категории людей он стал идолом. Я считаю, что как могильник надо прекращать вообще Красную площадь. Мощей море в православном мире, но они в течение веков, прежде чем объявлены святыми, прошли проверку временную на то, что от них исходили чудеса. Вот в чем дело.



Сергей Гогин: Заведующая домом-музеем Ленина Татьяна Брыляева предлагает прислушаться к мнению родственников Ленина по линии его брата Дмитрия Ульянова.



Татьяна Брыляева: Против того, чтобы Ленин оставался в мавзолее, была Надежда Константиновна Крупская, его жена. Но тогда к ней никто не прислушался. Сейчас живы родственники Владимира Ильича - это племянница Ольга Дмитриевна Ульянова и внучатые племянники. Они против такого поспешного решения сейчас. Если говорить о христианских традициях, то тело Ленина находится на глубине 2,5 метра, что соответствует христианским канонам. Кроме того, Красная площадь - это место захоронения не только красных вождей, и идея перенесения останков является как раз, мне кажется, не христианской.



Сергей Гогин: Молодые люди, которых я встретил около одного из торговых центров города, относятся к большинству россиян, которые предлагают похоронить тело Ленина.



Житель Ульяновска: Мы живем все-таки в христианской стране. По традиции, по религии все-таки положено, чтобы тело было упокоено. Все-таки надо его похоронить. И аура, может быть, создается какая-то нехорошая поэтому.



Жительница Ульяновска: Тем более человек может так же на кладбище приходить и поклоняться, как говорится. Не там смотреть, а на кладбище и цветы приносить, и вспоминать. Память никуда не исчезнет.



Сергей Гогин: Тему захоронения останков вождя иногда увязывают с темой возвращения Ульяновску его исторического названия Симбирск. Весной прошлого года мэр Ульяновска Сергей Ермаков обратился к горожанам с таким предложением.



Сергей Ермаков: Если мы увидим, что большинство против, значит, затея не прошла, и не надо этим больше заниматься. А если наоборот...



Сергей Гогин: В марте того же года Центр социологических исследований при областном правительстве опросил 900 жителей Ульяновска. Выяснилось, что 64 процента опрошенных против идеи переименования города. Сегодня тема переименования Ульяновска в Симбирск, кажется, заглохла. Видимо, надо подождать, пока захоронят тело Ленина, и посмотреть, как это отразится на городе, где он когда-то родился.


XS
SM
MD
LG