Ссылки для упрощенного доступа

Александр Гольц: "На большую часть казарм в российской армии надо навесить большой замок"


Программу ведет Александр Гостев. Принимают участие корреспонденты Радио Свобода Ольга Вахоничева, Екатерина Тейге и Денис Каменщиков.



Александр Гостев: Несколько уголовных дел возбуждено по факту массового заболевания пневмонией и ОРВИ среди солдат в российской армии. Один рядовой - Антон Юматов - умер в екатеринбургской больнице, более 200 человек находятся в различных военных госпиталях, трое на сегодняшний день в тяжелом состоянии. Таковы данные начальника Главного медицинского управления Вооруженных сил генерал-лейтенанта Владимир Шаппо. В Комитетах солдатских матерей уверены, что настоящие число солдат, заболевших пневмонией, командование частей скрывают.



Ольга Вахоничева: Военная прокуратура Приволжско-Уральского военного округа возбудила уголовное дело по факту гибели солдата из Еланского учебного центра, скончавшегося от пневмонии. Как сообщил заместитель военного прокурора округа, массовое заболевание пневмонией в учебной части в Елани могло быть вызвано неправильным размещением солдат в казарме.


С подробностями корреспондент Радио свобода в Екатеринбурге Денис Каменщиков.



Денис Каменщиков: 23-летний Антон Юматов из города Снежинска Челябинской области был призван в армию в начале декабря. 12 декабря его привезли в Елань. Через десять дней он сообщил невесте по телефону, что простудился. Антона привезли в Екатеринбург только 29 декабря. Говорит начальник окружного военного клинического госпиталя Александр Ушаков.



Александр Ушаков: Заболевание протекало агрессивно, молниеносно. Субтотальная пневмония с поражением обоих легких.



Денис Каменщиков: По факту смерти Антона Юматова военная прокуратура возбудила уголовное дело. Говорит невеста Антона Дарья Новгородцева…



Дарья Новгородцева: Их, например, выводили на построение, и они по полчаса сначала стояли в казармах, все одеты, в бушлатах, потели, пока их всех перечислят, а потом на мороз минус 20 градусов, как раз тогда было холодно, и они бегали, все вспотевшие. Потом ночью их поднимали пьяные сержанты и заставляли мыть полы. И даже когда у него была температура 40 градусов, его сержант сказал: "Иди, мой пол".



Денис Каменщиков: Представители командования Приволжско-Уральского военного округа факты дедовщины отрицают. Впрочем, прокуратура проверяет и эту версию. Известно также, что по прибытии в учебную часть призывникам поставили сразу по три прививки: от гепатита А, от гриппа и от пневмонии. Это сочетание, как считают родственники Антона Юматова, и могло привести сначала к осложнению, а потом и к смерти. Военная прокуратура уже выявила ряд нарушений. Говорит заместитель военного прокурора ПУрВО Владимир Егоров ...



Владимир Егоров: По уставу военнослужащему положено не менее 12 кубических метров воздуха в казарме. В некоторых казармах еланского центра эта норма нарушена практически в два раза. Заболевших военнослужащих не отделяли от основной массы.



Денис Каменщиков: Родственники Антона Юматова собираются подавать на Министерство обороны в суд.



Ольга Вахоничева: Пять человек уже отстранены от исполнения служебных обязанностей, в их числе и руководитель Еланского учебного центра, в котором скончался 23-летний новобранец Антон Юматов, об этом заявил начальник Управления Главной военной прокуратуры Александр Никитин. По его же словам, более двадцати командирам объявлено предупреждение. По факту массового заболевания будут возбуждены уголовные дела, заверил он.


Между тем, на Урале почти сто военнослужащих тоже заболели пневмонией. Рассказывает корреспондент Радио Свобода в Калининграде Екатерина Тейге.



Екатерина Тейге: Эти данные озвучил капитан первого ранга, в настоящий момент исполняющий обязанности начальника службы информации и общественных связей Балтфлота, Сергей Кукса. По его словам, заболевание носит сезонный характер, и командование флота факт вспышки пневмонии не признает.



Сергей Кукса: К сожалению, есть заболевшие военнослужащие, их число немногим более ста человек. И это плохо. Но, исходя из общей численности военнослужащих флота, можно утверждать, что число больных пневмонией не превышает среднесезонные показатели. Сезонность этого заболевания обусловлена и временем года, погодными условиями, и тем, что военнослужащие молодого пополнения из разных регионов, климатических зон России, не все из них сумели адаптироваться к военной службе, к новым для себя климатическим условиям.



Екатерина Тейге: В областном Комитете солдатских матерей уверены: количество заболевших гораздо больше. По мнению руководителя комитета Марии Бонцлер, командование Балтфлота намеренно скрывает официальные данные.



Мария Бонцлер: Только 13-го числа в Главный военный госпиталь поступило 120 больных ребят, в том числе и больных пневмонией. После обращения комитета ребят теперь лечат 21 день, как положено. Есть все медикаменты, проходят они все процедуры. Но, по нашим сведениям, количество больных пневмонией продолжает скрываться, и на самом деле их гораздо больше, чем по официальным данным. После огласки произошедшего начали звонить в комитет родители ребят из других регионов, в том числе из Мурманска и Вологды. В этих частях было холодно, 10-11 градусов температура была в казармах, не было горячей воды, ребят заставляли мыться в ванне холодной водой.



Екатерина Тейге: Военная прокуратура в настоящий момент проводит проверку в воинских частях. Итоги ее пока не оглашаются. А медики, в свою очередь, уже бьют тревогу: на подходе эпидемия гриппа.



Ольга Вахоничева: Пневмония, как осложнение после простуды и вакцинаций, случается во время каждого призыва, констатирует ответственный секретарь Союза комитетов солдатских матерей Валентина Мельникова. Причина массовых заболеваний в том, что солдатам вовремя не оказывают качественную медицинскую помощь, говорит она.



Валентина Мельникова: У нас есть жалобы на то, что лазареты устраивают в воинских частях. Там столько заболевших, что освобождают целую казарму, этажи, чтобы положить там ребят. На самом деле, сейчас очень много болеет, и по всем округам, к сожалению, как только жалобы появляются - мы тут же сообщает в службу медицинскую округа и в прокуратуру округа. Действительно, врачи екатеринбургского госпиталя сразу говорили, что больные поступили тяжелые, а это совершенно недопустимая вещь. Я не врач и не знаю, могли ли парня спасти, но у нас, к сожалению, при каждой такой эпидемии пневмонии бывают погибшие, потому что врачи уже не в состоянии ничего сделать, если больной такой запущенный и тяжелый. Им не оказывают помощь, не только когда новобранцы жалуются, но и когда ребята избитые обращаются. У нас же бывают тяжелые случаи осложнений после побоев.



Ольга Вахоничева: По мнению Валентины Мельниковой, изменить ситуацию можно лишь при условии соблюдения жестких медицинских стандартов. Ждать этого в российской армии, как и наказания тех, кто виноват в халатном отношении к здоровью новобранцев, не стоит, считает военный обозреватель Александр Гольц.



Александр Гольц: Никто не сказал, что было возбудителем этой пневмонии. Это может быть какое-то инфекционное заболевание, которое естественным образом в условиях российской казармы получает максимально благоприятные условия для развития. Обычная история, когда выявляются некие конкретные офицеры, которые увольняются, и иногда даже на них заводят уголовные дела. Это не меняет ситуацию в принципе, потому что такое наказание вовсе не заставит командира лучше следить за своими подчиненными. Потому что речь идет о некой системе взаимоотношений внутри вооруженных сил, изменить ее можно, только изменив сущность нашей армии. Напомню, что в 2003 году у нас же была история, когда заморозили большое количество солдат, и один умер. Наказали какого-то конкретного начальника - и что? Ничего с тех пор не изменилось. Надо отдавать себе отчет, что большая часть казарм в российской армии не имеет горячей воды до сих пор, в 21-м веке. Просто надо на них навесить большой замок.



Ольга Вахоничева: Так считает военный обозреватель Александр Гольц.


XS
SM
MD
LG