Ссылки для упрощенного доступа

Поместный Собор РПЦ готовится избрать нового патриарха


Программу ведет Кирилл Кобрин. Принимает участие корреспондент Радио Свобода в Москве Тамара Ляленкова.



Кирилл Кобрин: В Москве на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви кандидатами на Патриарший престол выдвинуты митрополиты Смоленский и Калининградский Кирилл, Калужский Климент, а также Минский и Слуцкий Филарет. Из них Поместный Собор выберет нового главу РПЦ.



Тамара Ляленкова: По итогам голосования местоблюститель Патриаршего престола митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл получил 97 голосов. 32 участника Собора проголосовали за управляющего делами Московской Патриархии митрополита Калужского и Боровского Климента, 16 — за Патриаршего экзарха всея Беларуси митрополита Минского и Слуцкого Филарета. То есть, практически половина присутствовавших на соборе архиереев высказались за митрополита Кирилла. Прокомментировать этот факт я попросила историка Русской Православной Церкви, доктора исторических наук Сергея Бычкова.



Сергей Бычков: Это говорит о том, что на Поместном Соборе, который будет завтра, эти сто епископов, которые, естественно, влияют на своих выборщиков, проголосуют за Патриаршего местоблюстителя.


Второй сюрприз, который преподнес нам Архиерейский Собор, это, несмотря на то, что основного конкурента митрополита Кирилла митрополита Климента поливали грязью во всех изданиях, на всех сайтах, тем не менее, он набрал 32 голоса. Это, конечно, отрыв довольно большой от митрополита Кирилла, но, тем не менее, это поразительно. И объясняется это, наверное, тем у нас в России, что если человека лупят, если бьют, значит, к нему все-таки чувство жалости вызываются. Тем самым он набрал такое количество голосов.


Наконец, третьим сюрпризом явилось, конечно, попадание в тройку митрополита Белорусского и Минского Филарета Вахромеева, который не сделал ничего для того, чтобы каким-то образом продвинуть свою кандидатуру, и не прибегал ни к какому пиару. Он просто перенес в ноябре тяжелую операцию на колене и большую часть времени проводил в госпитале. Это как раз третий сюрприз.



Тамара Ляленкова: Как вы считаете, те, кто прибудут на Поместный Собор, а их 711 человек, из числа священства, монашествующих и мирян, они могут предложить еще одно имя от себя. Как вы думаете, можно предположить, что это будет за имя? Ведь голосование все-таки тайное, скорее всего, будет.



Сергей Бычков: Дело в том, что управлять, предположим, 198 епископами гораздо проще, чем управлять 711 человеками, среди которых большинство составляют священники, монахи и миряне.



Тамара Ляленкова: В отличие от Сергея Бычкова, мой следующий собеседник - доцент центра изучения религии РГГУ Борис Фаликов считает, что все три кандидата были предсказуемы.



Борис Фаликов: Дело в том, что возможная борьба между основными претендентами, между митрополитом Кириллом и митрополитом Климентом, предполагалось, что она будет достаточно жесткая. Высказывались такие мнения, что в случае такой непримиримой как бы схватки двух основных кандидатов, возможно, церковь, дабы не войти в такие жесткие внутри себя конфронтационные отношения, остановится на компромиссном кандидате. Среди компромиссных кандидатов назывались обычно два - Филарет и Ювеналий. Их объединяет то, что они оба люди, так сказать, пожилые, репутация у них неплохая внутри церкви, умеренные деятели, не вызывающие явной неприязни к себе. Однако часть интриги все-таки сохранилась. И, возможно, на Поместном Соборе еще нас поджидают сюрпризы, я имею в виду так называемый украинский фактор. То есть до сих пор непонятно, как поведут себя представители Украины, а ведь их очень много на Поместном Соборе. Если на Архиерейском Соборе где-то одна четвертая епископата были архиереи с Украины, то на Поместном Соборе их делегатов что-то около 200 человек, это, конечно, очень много. До сих пор не совсем ясно, как они себя поведут. Если они поддержат митрополита Кирилла, то тогда вряд ли какие-то проблемы возникнут, и он будет избран патриархом. Если же они поведут себя иначе, то какие-то сюрпризы нас могут ожидать. Но, к чему это приведет? Это приведет к тому, что митрополит Кирилл будет избран не в первом туре, а, скажем, во втором, в крайнем случае, в третьем.



Тамара Ляленкова: Это было мнение доцента центра изучения религии РГГУ Бориса Фаликова. Его опасения, правда, с некоторыми оговорками, разделяет научный сотрудник центра изучения Восточной Европы Бременского университета Николай Митрохин.



Николай Митрохин: Я не думаю, что кандидатура придет с украинской стороны, хотя результаты первичных выборов такого мягкого рейтингового голосования показали, что митрополит Онуфрий Березовский из Черновиц имеет очень высокий внутриукраинский рейтинг сам по себе. Я думаю, что на Соборе могут быть попытки выдвижения подобной кандидатуры. Наиболее вероятный кандидат, я сейчас не помню, епископ или архиепископ, это Ростислав Томский, который реально обсуждается в качестве такого кандидата от церковного народа, скажем так.


Что касается основных итогов выборов, то есть определившейся тройки лидеров, то, конечно, удивительные результаты получены митрополитом Кириллом. Фактически по результатам голосования он собрал голоса всех епископов, не входящих в четко артикулированные церковные кланы. Сами кланы выразили свои предпочтения в голосовании за митрополита Климента, митрополита Филарета и митрополита Владимира. Мне кажется, что там произошла некоторая натяжка, в частности очень странная кандидатура председателя счетной комиссии, митрополита Сидора Краснодарского, который является другом детства митрополита Кирилла.



Тамара Ляленкова: На ваш взгляд, что-то изменится кардинально в Русской Православной Церкви, если будет выбран тот или иной кандидат?



Николай Митрохин: Есть два измерения. Одно измерение - это измерение структурных реформ, которые, на мой взгляд, принципиально нужны церкви для адаптации к современному постиндустриальному обществу. На это действительно никто из предложенных кандидатов не способен и вряд ли будет этим заниматься. Другой вопрос - это конкретная стратегия и тактика действий церкви в ответе на конкретные вызовы. Здесь довольно существенная разница между всеми кандидатами. То есть от митрополита Кирилла, на мой взгляд, можно ожидать довольно резких радикальных действий, заявлений по решению тех проблем, которые накопились текущих. От митрополита Климента, по всей видимости, никаких действий ожидать не приходиться, и митрополит Филарет склонен к решению проблем более мягкими, аккуратными действиями. Соответственно, действия митрополита Кирилла, на мой взгляд, в стратегической перспективе могут привести к резкой политизации внутри церковного противоборства, но слово "раскол" употреблять не хочется, но сами оппоненты его используют весьма активно.



Тамара Ляленкова: Итак, любой из объявленных Архиерейским Собором кандидатов, победив на Поместном Соборе, кардинально ситуацию в РПЦ менять не будет, путем реформ не пойдет. Появится ли четвертый, предложенный непосредственно Поместным Собором, станет известно завтра.



XS
SM
MD
LG