Ссылки для упрощенного доступа

Столичная толерантность, дорого


На программу по борьбе с ксенофобией московское правительство выделит из бюджета крупную сумму. На фото: Первомайское шествие националистов в Москве
На программу по борьбе с ксенофобией московское правительство выделит из бюджета крупную сумму. На фото: Первомайское шествие националистов в Москве
Мэр Москвы Сергей Собянин утвердил программу мероприятий в сфере "поддержки позитивных и доброжелательных межэтнических отношений" в российской столице. Программа предусматривает рейды в места компактного проживания мигрантов, лекции, наружную рекламу и круглые столы. Эксперты не верят, что эти мероприятия снизят уровень ксенофобии в Москве.

Власти Москвы, как сообщила газета "Ведомости", выделили на программу мероприятий против расизма и ксенофобии в российской столице 110 миллионов рублей. Столичные власти намерены реализовать проект социальной рекламы под лозунгом "Не болей расизмом!", создать сайт по проблемам межэтнических отношений, выпустить в телеэфир шесть документальных фильмов, посвященных сохранению и развитию национальных культур в Москве.

Московские чиновники также обещают оказывать содействие представителями разных конфессий в проведении праздников, поддерживать мероприятия против экстремизма и ксенофобии, проводить рейды в места компактного проживания мигрантов и заниматься их социальной адаптацией.

Президент Общероссийской организации "Федерация мигрантов России" Мухаммад Амин Маджумдер сомневается в том, что эта программа действительно снизит уровень ксенофобии в Москве:

– В российской столице очень высокий уровень ксенофобии. Это подтверждают и власти, и все общественные организации, и даже ГУВД. Все знают: здесь происходят массовые избиения, убийства, унижения. Прежде всего, не ведется широкой информационной работы среди молодежи. Люди, которые используют молодежь в различных националистических организациях, не несут никакой ответственности. Московское правительство бездействует. Но ведь нужно реально наказывать экстремистские организации, ликвидировать их. А пока в городе растут ксенофобия и экстремистские силы, - уверен Мухаммад Амин Маджумдер.

Руководитель Форума переселенческих организаций Лидия Графова утверждает, что политика московских властей по отношению к мигрантам была и остается, по сути, карательной. Появление программы по борьбе с ксенофобией она воспринимает без особого энтузиазма:

– Я не знаю, какие нужно выделить средства. Может быть, даже правозащитные организации скинулись бы и заплатили московскому правительству, чтобы оно само прекратило разжигать ту самую ненависть, против которой сейчас принимаются меры. К сожалению, московское правительство по наследству очень недоброжелательно относится к мигрантам. Например, московское правительство своими манипуляциями с уголовной статистикой создает имидж мигранта-преступника. Сколько раз мне приходилось в телеэфире сражаться с представителями московского правительства и Мосгордумы, которые просто берут с потолка свои данные! Когда начинаешь экспертно разбираться, откуда берутся их цифры, оказывается, всех приезжих они записывают в гастарбайтеры. И это в то время как директор ФМС Константин Ромадоновский не раз говорил, что лишь 3,5% всех преступлений по всей России приходится на мигрантов.

Мне кажется, самое главное – это постараться одолеть ту ксенофобию, которая определяет всю миграционную политику не только Москвы, но и всей России. А как распиливаются все деньги, выделяемые из бюджета, нам прекрасно известно, - говорит Лидия Графова.

О программе московских властей по борьбе с ксенофобией рассуждает директор аналитического центра "Сова" Александр Верховский:

– Насколько она эффективна, мы узнаем, когда она закончится. Но такие программы бывали и раньше, и, как правило, они оказывались не очень эффективны. Задумки могут быть хорошие, а вот реализация очень слабая. Например, идея с социальной рекламой, ориентированной, предположительно, на потенциальных ксенофобов – сильно зависит от качества исполнения... В некоторых случаях сама задумка не очень хороша. Например, у нас очень популярно в качестве борьбы за толерантность проводить какие-нибудь художественные мероприятия, фестивали искусств разных народов. По-моему, это вообще никакого влияния на уровень толерантности не оказывает. Если люди кого-то не любят, то не за то, что они плохо поют или танцуют, а за что-то совсем другое.

Еще в этой программе есть очень подозрительное место, там говорится о мерах адаптации мигрантов. Культурная адаптация мигрантов - в принципе, очень правильная вещь. Дело не в том, что приезжают "люди нерусские", а в том, что они просто из другого места, где образ жизни совершенно другой. Очень хорошо, если кто-то будет заниматься этой адаптацией. Главное, чтобы эти мероприятия не смешивали с привлечением к чему-то, что там обозначено как "русская культура". Скажем, таджику не нужно учиться русской культуре - ему нужно просто учиться жить в большом городе.

Есть еще один подозрительный момент в этой программе: предполагаются совместные с ФМС рейды по выявлению людей, у которых что-то не в порядке с документами. Я не сомневаюсь, что выявлять людей, у которых не в порядке с документами, надо, но это явно никак нельзя совмещать с их обучением. Одно из двух – или вы людей ловите, или их учите, - укащывает Александр Верховский.

По мнению экспертов, уровень ксенофобии в России остается высоким – только в 2011 году в результате нападений националистов как минимум 5 человек были убиты, а более 30 серьезно пострадали.
XS
SM
MD
LG