Ссылки для упрощенного доступа

Мучителей Магнитского судили в театре


В финале пьесы "Час восемнадцадь" судье Алексею Криворучко (Алексей Жиряков) достается то, чего он не дал Магнитскому: немного кипятка.
В финале пьесы "Час восемнадцадь" судье Алексею Криворучко (Алексей Жиряков) достается то, чего он не дал Магнитскому: немного кипятка.
В Москве в "Театре.doc" - премьера документального спектакля по материалам дневников Сергея Магнитского. Жанр действа определен как "суд, которого не было, но который должен быть". Работников СИЗО, допустивших смерть Магнитского, ждет суровый приговор.

Напомним, 37-летний юрист инвестиционного фонда Hermitage Capital Сергей Магнитский, которого обвиняли в неуплате налогов, провел год в СИЗО "Бутырка" и "Матросская тишина", где и скончался 16 ноября прошлого года, не дожив до суда. По официальной версии, смерть наступила от острой сердечной недостаточности. В руках адвокатов оказались записи Сергея Магнитского, которые затем были опубликованы. Члены Общественной наблюдательной комиссии по контролю за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания Москвы провели собственное расследование и заявили, что Магнитского, принуждая к даче ложных показаний, подвергали физическому и психологическому давлению, отказав в медицинской помощи. Вскоре было сменено руководство ФСИН. Было возбуждено уголовное дело и назначена повторная экспертиза причин смерти Магнитского.

"Театр.doc" - театр документальной пьесы - поставил спектакль на основе дневников и писем Сергея Магнитского, отчета Общественной наблюдательной комиссии Москвы. Сценаристам пригодились даже наблюдения за судьями, продлевавшими арест Магнитского, в московских судах. Персонажам - и следователю, и судьям, и врачам - оставлены реальные имена их прототипов. Все они попадают на воображаемый суд, где вынуждены оправдываться за свои поступки.

Следователь Олег Сильченко, расследовавший уголовное дело Сергея Магнитского, по версии "Театра.doc", так и не понял, почему с Магнитским не удалось договориться (роль исполняет Руслан Маликов):

- "В камеру сборного отделения, 20 квадратных метров, без окон, могут поместить 70 человек. Многие заключенные курят. Дышать невозможно" (читая фрагмент жалобы Магнитского). Но это что, Америку открыли? Что, неизвестно, что у нас перенаселение в камерах предварительного заключения, а? "В тот же день, когда я подал жалобу, меня провели в камеру 59, где условия содержания оказались еще намного… Туалет во всех камерах представляет собой просто дырку в полу"...

...Ну, боли у тебя, ну, можно же всегда договориться - и все решится. Ну что это за довод вот в такой ситуации: "Я юрист, не могу свидетельствовать против своих клиентов"? У нас в стране, слава богу, юрист такой же человек, как и все остальные люди, и может давать любые показания. И можно обо всем договориться, если ты не идиот. А если... , - актер уходит со сцены, махнув рукой.

1 час 18 минут – это время, в течение которого, согласно расследованию правозащитников и, соответственно, сценарию пьесы, Сергей Магнитский, закованный в наручники, умирал в "Матросской тишине" от приступа панкреатита, не получая медицинской помощи.

Врача "Матросской тишины" Александру Гаусс играет Ирина Вилкова:

- Подследственный жаловался на острые боли, да. Это могло быть правдой, могло и не быть. У нас 99,9% - симулянты. Кричал он - якобы от боли, был неадекватен. Я вызвала группу усиления, сказала, чтобы его мягко зафиксировали, и поднялась к себе наверх. А потом мне звонят и говорят уже, что физическое состояние больного под вопросом, что.... Почему я его оставила без врачебной помощи на час 18 минут? Вот так вы задаете вопрос! Прочесть вам что? Клятву Гиппократа? А сейчас нет такой...С нас что, сейчас из-за этого погоны будут снимать?

Цитаты для этой и других ролей были взяты, в том числе, и из записей на интернет-форумах работников пенитенциарной системы.

"Реконструкция боли" - фрагмент спектакля о смерти Сергея Магнитского
После премьеры в скромном полуподвальном помещении документального театра в пятницу, 4 июня, состоялось обсуждение пьесы. Режиссер, художественный руководитель "Театрa.doc" Михаил Угаров сказал, что, по его мнению, в России необходимо развивать жанр документального театра, и сообщил, что "Час восемнадцать" уже ждут на гастролях в Петербурге.

Спектакль не придется по вкусу любителям пышных декораций: единственный его необходимый атрибут - проекция письма Магнитского на черной стене. При постановке у Михаила Угарова возникла трудность: не все актеры хотели играть отрицательных персонажей, имеющих реальные имена. На репетициях звучало даже недоуменное: "ведь такова система". Один из актеров ушел.

Обсуждение пьесы быстро превратилось в разговор о человеческом милосердии. Одна из зрительниц даже заявила, что это вообще "не политический, а метафизический спектакль, заставляющий вспомнить Достоевского".

Присутствовавший в зале руководитель московской Общественной наблюдательной комиссии Валерий Борщев отметил, что персонажи переданы очень точно - например, доктор Гаусс, с которой он лично разговаривал, "именно такая".

Валерий Борщев рассказал корреспонденту Радио Свобода, что изменилось в системе ФСИН после смерти Магнитского:

- Мы ходили туда. Все камеры, в которых сидел Магнитский, закрыты на ремонт. Они признаны не приспособленными для содержания в них заключенных. Мы настаивали: в конце концов, поставьте унитазы, чтобы не было знаменитой "чаши Генуи" - чаши напольной... Изменить систему мгновенно невозможно, тут иллюзий питать не надо. Никто серьезно наказан не был. Начальника тюрьмы практически не наказали – его перевели в другое СИЗО заместителем начальника. А ведь он скрывал факты. Я считаю, что он несет ответственность, одну из главнейших, за смерть Магнитского...

Присутствовавшая на премьере мать Сергея Магнитского Наталья Николаевна поблагодарила всех, кто работал над театральным проектом. По ее словам, "все было очень точно, персонажи очень похожи на правду" и воображаемый суд хоть как-то заменяет суд реальный.

Будет ли суд реальный? Вот это - большой вопрос.

- Дело возбуждено. Формулировка - "по халатности". Мы признаны потерпевшим. Пока все в таком вот зависшем состоянии. Мы никак не получим повторные экспертизы. Нам все время обещают: вот-вот, на этой неделе, на следующей неделе, и так далее... - рассказала корреспонденту Радио Свобода Наталья Магнитская.

Спектакль "Час восемнадцать" пройдет 5 июня, а также 18 и 19 июня.
XS
SM
MD
LG