Ссылки для упрощенного доступа

Вацлаву Гавелу исполнилось 70 лет


Петр Вайль: «Вацлав Гавел употреблял в политике понятие "совесть" чаще, чем "целесообразность"»
Петр Вайль: «Вацлав Гавел употреблял в политике понятие "совесть" чаще, чем "целесообразность"»
5 октября бывшему президент Чехословакии и Чехии, писателю и драматургу Вацлаву Гавелу исполнилось 70 лет. Вацлав Гавел родился в богатой предпринимательской семье, которая подвергалась преследованиям в социалистической Чехословакии. Формальное высшее образование он получил после нескольких попыток — заочно окончил театральный факультет Академии изящных искусств в Праге. Работал лаборантом-химиком, рабочим сцены в пражском театре «На Забрадли», служил в армии.

Писать абсурдистские пьесы — самые известные: «Меморандум», «Горный отель», «Протест», «Ошибка» — Гавел начал в шестидесятые годы. Его пьесы были запрещены к постановке после разгрома «пражской весны» и советской оккупации Чехословакии в 1968 году. Один из лидеров правозащитного движения, неоднократно был арестован за политическую деятельность, несколько лет провел в тюрьме. Лидер чехословацкой «бархатной революции», в декабре 1989 года как кандидат общественного движения Гражданский форум избран президентом Чехословакии. С 1993 по 2003 год — был президентом Чехии. Сейчас занимается литературным творчеством и общественной деятельностью.


О Вацлаве Гавеле говорит обозреватель Радио Свобода Петр Вайль: «После кончины академика Сахарова в мире оставались два общественно-политических лидера, которых принято называть моральными авторитетами, — папа Иоанн Павел II и президент Чехии Вацлав Гавел. Сейчас Гавел один такой. В свое время Сталин пренебрежительно спросил: "А сколько у папы римского дивизий?" Смешно спрашивать, сколько было дивизий у Гавела. Тем не менее, он безусловный победитель, даже триумфатор. Может быть, потому что в первую очередь писатель. За письменным столом и уж, конечно, внутри себя он решил столько разных страшных вопросов, заглянул в такие бездны, что понял, как в конечном счете надо действовать, чтобы застраховаться от провалов, не тактически, а мировоззренчески.


Есть хорошее и надежное правило: когда не знаешь, как правильно поступить в том или ином случае, следует сделать моральный выбор. Попросту говоря, поступить по совести. Это может оказаться не так уж полезно или выгодно, но выигрышно на длинной дистанции. Вот такая долгосрочная победа — за Вацлавом Гавелом. Быть может, в президентской республике президенту Гавелу пришлось бы тяжело, но Чехия — парламентская республика. Здесь глава государства может быть не столько прагматиком, сколько идеалистом. Гавел по-настоящему верит в гражданское общество, где каждый может определять политику. Он демократ в самом идеальном, можно сказать, литературном смысле слова.


За 13 лет президентства, сперва чехословацкого, потом чешского, он объявил три большие амнистии и лично помиловал около 2 тысяч осужденных. Он сопротивлялся разделению страны на Чехию и Словакию. Он противостоял жестким тэтчеровским реформам своего премьер-министра, считая их жестокими. Он употреблял в политике понятие "совесть" чаще, чем "целесообразность". Его роль — не столько вождя, сколько ориентира. Потому многое обходилось в стране без его участия. Его трудно обвинять, но на него можно сердиться. Он был скорее кем-то вроде современного монарха — не столько правитель, сколько лицо нации. Благодаря ему это лицо выглядит симпатичным».


XS
SM
MD
LG