Ссылки для упрощенного доступа

"Своих в беде не бросаем"? Ну-ну...


Тюрьмы есть не только в России. На Украине, например, они тоже есть. И в одной из них – в Симферопольском СИЗО - сидит по крайней мере один российский гражданин.

Я, конечно, не утверждаю, что все без исключения российские граждане настолько законопослушны, что ни под каким видом не могут быть водворены в СИЗО, пускай даже и симферопольский. Но Артур Радчикович Степанянц сидит в Симферополе не просто так. Его обвиняют в ШПИОНАЖЕ. Против Украины. В пользу России, между прочим.

Шпионаж у Степанянца какой-то странный. Бывший офицер российского Черноморского флота (ЧФ), специалист по обслуживанию радиоэлектронных систем (РЭС), после отставки работающий в Санкт-Петербурге на заводе "Электроприбор", который ремонтирует РЭС кораблей в том числе и ЧФ.

В январе 2010 года Степанянц отправляется в Севастополь для очередного ремонта очередных РЭС – но приезжает туда в тот самый момент, когда Служба безопасности Украины (СБУ, украинский наследник КГБ) задерживает пятерых офицеров российской ФСБ, занимавшихся на Украине и в Молдавии (но с территории Приднестровья) сбором охраняемой информации.

Пятёрку задержало Одесское управление СБУ. Остальным, видно, чего-то не хватало – и в Севастополе уже Симферопольское управление задержало шестого. Степанянца. (Лично для меня так ОЧЕНЬ знакомая картина.) Обвинили его в попытке похитить секреты установленной на украинском корвете "Кременчуг" станции радиоэлектронной борьбы МП-405-1, известной ещё как "Вымпел-Р2". Похитить, чтоб помочь России узнать, КАК при помощи “Вымпела” сбивать с курса противокорабельные ракеты “Гарпун” и "Экзосет". И тем создать угрозу боеспособности военно-морских сил Украины в лице корвета “Кременчуг”. И с этого момента история приобрела два крайне интересных направления.

Во-первых, сам "Вымпел", который стал яблоком раздора. Сконструирован в середине 70-х в Таганроге на основе теоретических разработок московского института, выпущен в Ростове. На сегодняшний день комплекс "Вымпел-Р2" со станцией МП-405-1 стоит на 70 кораблях российского ВМФ. Корабль, который сейчас называют "Кременчугом", построен в 1988-м Ленинграде и до 1997 года входил в состав сперва советского, а потом российского ЧФ, назывался там в разное время "Куйбышевским комсомольцем" и Р-63. В августе 1997-го передан Украине, где стал "Кременчугом", а потом – "Приднепровьем". Три однотипных с "Кременчугом"/"Приднепровьем" корабля служат СЕЙЧАС в Севастополе в составе РОССИЙСКОГО ЧФ.

Естественно, что ВСЕ возможные секреты МП-405-1 России были доподлинно известны задолго до января 2010 (примерно так с середины 70-х, напомню), так что похищать было просто нечего. Применить эти секреты против Украины, обстреляв"Кременчуг" ракетами "Гарпун" или "Экзосет", Россия тоже не может, потому что "Гарпун" - ракета американская, "Экзосет" - французская, стоят они на вооружении многих стран, но России среди них нет. И навредить Украине, продав секреты "Вымпела" натовцам, Россия возможности не имеет: станция МП-405-1 стояла на пяти кораблях военного флота ГДР, после объединения Германии успевших послужить в ВМС ФРГ (имеющих, как назло, на вооружении как раз ракеты "Гарпун" и "Экзосет", так что наверняка заточенной против них станцией - поинтересовались); два корабля с МП-405-1 до сих пор служат в ВМФ натовской теперь Болгарии. Кроме того, с 1989-го "Вымпел-Р2" производился по лицензии в ГДР – и производство со всеми секретами тоже досталось ФРГ. Так что смысла в "шпионском рейде" Степанянца для России не было ну просто НИКАКОГО. Для него самого, кстати, тоже. И это хорошо знают все, причастные к делу. Это – раз.

Однако "во-вторых" гораздо интереснее – и гораздо важнее. Потому что российские дипломаты на Украине сначала громко заговорили о том, что всё это – провокация, и скоро ей будет положен конец. А потом добились передачи России задержанных фээсбэшников – и наше консульство, на котором, между прочим, лежит задача защищать наших граждан, как воды в рот набрало. Вернее, даже иначе: представители генконсульства России в Симферополе заявляют, что перед консулом руководством поставлены более важные задачи, чем разбираться с каким-то там Степанянцем, и вообще он – не тот случай, чтобы на него тратить время официальных представителей страны. К задержанному гражданину России не только консул - вообще никто из консульства так и не пришёл хотя бы пообщаться, поддержать...

Мне помнится, что прошлым летом не один раз звучали из московских кабинетов слова «мы своих в беде не бросаем!" Связано это было с людьми, тоже обвинёнными в работе на интересы России – в США. Но вот оказался в такой же ситуации Степанянц – и тут выяснилось, что простой, не связанный со спецслужбами гражданин России – "не тот случай, чтобы на него тратить время". Так как всё-таки – "своих не бросаем"? Или - есть поважнее задачи, чем защита граждан России? Поневоле вспомнишь коммунистов с их лозунгом про "оккупационый режим"... А ещё один наш человек сидит в тюрьме...

Партнеры: the True Story

XS
SM
MD
LG