Ссылки для упрощенного доступа

Эксперты - о "Роснефти", Игоре Сечине и его дружбе с Путиным


Игорь Сечин. Фото Алексей Дружинин/ТАСС
Игорь Сечин. Фото Алексей Дружинин/ТАСС
Бывший вице-премьер Игорь Сечин назначен президентом государственной компании "Роснефть". А еще до формирования нового кабинета министров он был выдвинут в состав совета директоров госкомпании "Роснефтегаз", номинального держателя пакетов акций "Роснефти" и "Газпрома". После своего ухода из правительства Сечин, по мнению экспертов, не утратит своего влияния на формирование политики властей в топливно-энергетическом комплексе.

Уход Игоря Сечина из правительства Дмитрия Медведева, с которым у него уже давно сложились непростые отношения, уверены эксперты, был предсказуем. Теперь российский топливно-энергетический комплекс получил нового куратора – вице-премьера Аркадия Дворковича. Следствием же эти перестановок, по мнению специалистов, станет обострение борьбы за влияние в нефтегазовой отрасли и, возможно, переход части таких активов в структуры "Роснефти" и "Роснефтегаза".

Говорит партнер и аналитик компании RusEnergy Михаил Крутихин:

- Есть еще компании, которые могли бы стать объектами поглощения. Среди кандидатур можно назвать, например, активы российских совладельцев компании ТНК-ВР или "Башнефть". Кроме этого, в холдинг, который может возникнуть под руководством Игоря Сечина, можно было бы включить недавно созданную "Росгеологию" или государственную корпорацию, которая будет предоставлять нефтяным компаниям услуги по разведке и добыче. Ее также сейчас планируется создать...

Впрочем, продолжает Михаил Крутихин, возможен и другой вариант развития событий, более естественный для нового правительственного куратора отрасли:

- Под воздействием внешних факторов государство несколько устраняется от административного руководства отраслью и идеи государственника Игоря Сечина отступают под натиском более либеральных политиков типа Аркадия Дворковича и Дмитрия Медведева. В пользу такого сценария, в частности, говорит структура нового правительства. Мы видим, что Министерство энергетики, например, вообще лишено каких-то рычагов воздействия на нефтяную отрасль. Там нет ни одного нефтяника, там появляются все больше финансистов, начиная с министра. Это люди, которые будут заниматься формированием инвестиционного климата – разрабатывать схемы налогообложения отрасли вместо того, чтобы напрямую руководить деятельностью нефтегазовых компаний - уверен Михаил Крутихин.

Иначе говоря, сейчас формально обновленное руководство России должно выбрать путь дальнейшего реформирования нефтегазового комплекса страны: усиление государственного регулирования или, наоборот, его либерализацию. Но на первый вариант новое руководство отрасли, как считает генеральный директор Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов, не способно по своим профессиональным качествам:

- У меня есть огромные сомнения, что Дворкович - что-то нужное отрасли. То же самое можно сказать об Александре Новаке (новый министр энергетики. – РС), который четыре года был заместителем министра финансов. То есть взяли людей из совершенно другого лагеря, которые считают, что нефтегазовый комплекс – это проклятие государства и что его доля в экономике должна сокращаться. Это все старые идеи Кудрина, которые министерство финансов старательно реализовывало, - говорит Константин Симонов.

Однако эксперты пока сомневаются, что вице-премьер Аркадий Дворкович в итоге получит необходимые полномочия для реформы российского нефтегазового сектора. Михаил Крутихин из компании RusEnergy напоминает, что, несмотря на уход из правительства, Игорь Сечин, скорее всего, сохранит тесные контакты с президентом Владимиром Путиным:

- Я могу себе представить, что эти два человека, как и раньше, встречаются в кабинете и начинают решать судьбы отрасли, принимая решения о выборе стратегических партнеров для госкомпаний, о дискриминации частного и иностранного бизнеса, о строительстве гигантских трубопроводов и даже о выборе каких-то крупных подрядчиков для проектов и партнеров. То есть я могу себе представить, что в неформальной обстановке эти два человека могут управлять отраслью в том же ключе, как и делали это прежде...

С этим мнением в целом готов согласиться и генеральный директор Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов. Однако он все же советует не преуменьшать нынешние аппаратные возможности нового вице-премьера Аркадия Дворковича:

- Согласен, что в России не место красит человека, а человек место. В этом плане у Игоря Сечина остается важнейший ресурс – прямой выход на президента Владимира Путина. И он, конечно, будет им пользоваться. Но при этом и Аркадий Дворкович, и Александр Новак, имея полномочия и статус, могут при желании начинать игру против Сечина, используя тот факт, что он формально сейчас не может влиять на принятие стратегических государственных решений. Хотя я прекрасно понимаю, что ужать Игоря Ивановича до пределов "Роснефти" не получится, - полагает Константин Симонов.

Тем временем негласная борьба между сторонниками различных подходов к реформированию российской нефтегазовой отрасли, по сути, уже началась. Говорит партнер и аналитик компании RusEnergy Михаил Крутихин:

- На первом этапе Игорь Сечин вроде бы одержал победу над Аркадием Дворковичем и Дмитрием Медведевым, которые ратовали за дальнейшую приватизацию "Роснефти" – продажу от 15 до 20 процентов ее акций уже в этом году. А Владимир Путин очень быстро выпустил один из первых своих указов, по которому "Роснефть" вошла в число стратегических предприятий, закрытых для приватизации. Так что это небольшая, но все-таки победа Игоря Сечина и его идеологии управления отраслью над идеологией либералов нового правительства. Но мне сложно пока сказать, куда это все пойдет в дальнейшем, - сказал Михаил Крутихин.

Указ о включении "Роснефти" в список стратегических предприятий, помимо запрета на приватизацию компании, означает и необходимость согласования с администрацией президента наиболее важных решений ее совета директоров. Это также снижает возможность контроль над "Роснефтью" со стороны правительства.
XS
SM
MD
LG