Ссылки для упрощенного доступа

Злоба дня


Участники акции Occupy Wall Street в Нью-Йорке, 2011 год
Участники акции Occupy Wall Street в Нью-Йорке, 2011 год

Выясняя родословную нынешнего леворадикального протестного движения, американские журналисты обычно возводят ее к европейскому антифашизму 30-х годов. Журналистов вводит в заблуждение самоназвание антифа. На самом деле активисты движения в такой же мере антифашисты, в какой и антиглобалисты, и антикапиталисты. Они, что называется, за все хорошее, а тот, кто против – тот фашист.

Корни радикального протеста следует искать в 80-х годах XIX века, когда Америку захлестнула волна анархистского террора. 6 сентября 1901 года от руки анархиста Леона Чолгоша погиб 25-й президент США Уильям Маккинли. Убийца был поклонником Эммы Голдман – иммигрантки из России, идеолога американских анархистов. Президентом стал вице-президент Теодор Рузвельт. Он назвал анархизм “преступлением против рода человеческого”, однако в то же время признал, что в претензиях анархистов есть социальная правда, поэтому государству следует взять под контроль большой бизнес и поощрять профсоюзное движение.

Убийство президента США Маккинли (1901)
Убийство президента США Маккинли (1901)

В 1917-1918 годах в США вследствие серии терактов вспыхнула “красная паника”. По распоряжению министра юстиции Александра Палмера в стране прошли массовые облавы на левых радикалов. Многие из них оказались иммигрантами и были депортированы. В декабре 1919 года 249 выходцев из бывшей Российской империи, и среди них Эмма Голдман с мужем Александром Беркманом, были отправлены в советскую Россию специальным рейсом парохода Buford, который американская пресса окрестила “Советским ковчегом”.

Радикальное левое подполье возродилось на американской земле в 60-е годы прошлого века. Оно было экстремальным ответвлением движения за гражданские права и расовое равноправие. Одной из группировок такого толка были «Метеорологи», объявившие войну государству и взявшие на вооружение бомбы и поджоги. В марте 1970 года в Нью-Йорке трое “метеорологов” случайно подорвались на бомбе собственного изготовления. В марте 1971 года группировка организовала взрыв в здании Капитолия, в мае 1972 – в Пентагоне. В 1978 году администрация Джимми Картера обвинила бывших руководителей ФБР в незаконных обысках домов американских граждан, в том числе “метеорологов”. В суде в защиту ФБР выступил бывший президент Ричард Никсон, доказывавший, что глава государства имеет право в исключительных случаях отдавать ФБР приказы о таких обысках. (Ирония судьбы: Никсон тогда не знал, что один из тех, кого он защищает, бывший первый заместитель директора ФБР Марк Фелт, был “Глубокой Глоткой” – тайным осведомителем журналистов в уотергейском деле, которое повлекло за собой вынужденную досрочную отставку Никсона в августе 1974 года).

Я не жалею о том, что подкладывал бомбы. Я чувствую, что мы сделали недостаточно

“Метеорологи” в конце концов разделились: одна фракция отказалась от прежней тактики и легализовалась, другая осталась в подполье. Она назвала себя “коммунистами 19 мая” (дата рождения Хо Ши Мина и Малькольма Экса) и слилась с другими “партизанами”, такими как Армия черного освобождения. В октябре 1982 года этот “партизанский отряд” напал на бронеавтомобиль инкассаторов и похитил 1 миллион 600 тысяч долларов. В результате нападения погибли двое полицейских и водитель. Виновных нашли и судили. Этот суд стал концом “метеорологов”. В настоящее время в списке лиц, разыскиваемых ФБР, остается только одна из них – Элизабет Энн Дьюк, которой сегодня 76 лет.

Во время президентской кампании 2008 года соперники Барака Обамы, в том числе Хиллари Клинтон, подняли вопрос об отношениях кандидата с бывшим “метеорологом”, а ныне почтенным профессором Иллинойского университета Биллом Эйрсом. Обама был вынужден осудить прошлое Эйрса, а Эйрс опроверг сообщения о своих близких отношениях с Обамой и заявил: “Я не жалею о том, что подкладывал бомбы. Я чувствую, что мы сделали недостаточно”.

История только этой, далеко не единственной, ультралевой организации демонстрирует всю сложность явления, его неотделимость от официальной политики, его обусловленность злобой дня. Когда 21 января этого года, на следующий день после инаугурации Дональда Трампа, на трибуне вашингтонского ”Марша женщин” появилась Анджела Дэвис, в этом тоже была своя закономерность. Ученица Герберта Маркузе, Дэвис защищала докторскую диссертацию по философии в ГДР, затем сблизилась с радикальным крылом ”Черных пантер”. Герберт Маркузе с его антикапиталистическим пафосом стал идейным вождем молодежного бунта 60-х. Одним из центров протестного движения стал Калифорнийский университет в Беркли. Тогдашний губернатор Калифорнии Рональд Рейган назвал кампус в Беркли гнездом ”коммунистических симпатизантов, бунтарей и сексуальных ивзращенцев”. 15 мая 1969 года он приказал полиции подавить бунт студентов в Беркли. Полиция применила слезоточивый газ и дробовики. Один студент был убит, 128 госпитализированы. Этот день получил название ”Кровавый четверг”.

Последствия беспорядков в Беркли
Последствия беспорядков в Беркли

В феврале этого года кампус в Беркли снова стал ареной острого столкновения. Студенты протестовали против выступления в университете праворадикального активиста Мило Яннопулоса. Протест был мирным до тех пор, пока на месте действия не появились люди с закрытыми банданами лицами, учинившие беспредел. Они без разбору избивали людей в толпе, бросали камни в полицейских, подожгли здание. Участников акции было полторы тысячи человек, агрессивных леворадикалов – около 150. Ущерб, нанесенный университету, оценивается в 100 тысяч долларов. В марте и апреле в Беркли имели место столновенияч между ультралевыми и сторонниками президента Трампа, защищающими свободу слова. New York Times назвала эти события ”семестром ненависти”.

”Антифа” – не единая организация. Это скорее система сетей и ячеек, разбросанная по всей стране и благодаря социальным сетям способная к быстрой мибилизации. Рядовые члены, может быть, и не знают своих исторических корней, но вожаки знают их очень хорошо. Они берут себе псевдонимы в честь знаменитых анархистов прошлого. Один из них дает интервью под именем Фрэнк Сабате, другой называет себя Малатестой. Франсеск Сабате – знаменитый испанский анархист, организатор дерзких экспроприаций, подпольщик и борец с франкистским режимом. Эррико Малатеста – лидер итальянских анархо-коммунистов, друг Михаила Бакунина, Петра Кропоткина и Степняка-Кравчинского. Возможно, ”антифашисты” и не изучают теоретическое наследие классиков анархизма, но в их среде популярна цитата из Жан-Поля Сартра, писавшего о колониальном освобождении Африки: ”Ружье бунтаря — это доказательство его гуманности. Застрелить европейца означает убить двух зайцев одним выстрелом, разрушить угнетателя и человека, которого он угнетает, одновременно: остается один убитый человек, и один свободный”.

Ружье бунтаря – это доказательство его гуманности

Впрочем, на одном из самых крупных и посещаемых анархистских сайтов имеется библиотека, в которой можно ознакомиться с некоторыми теоретическими трудами и жизнеописаниями основоположников. Наконец, название одной из сетей – ”Прямое действие” – указывает на идейное родство с французской леворадикальной организацией Action directe, ”прославившейся” в 80-е годы прошлого века серией терактов, убийств и ограбленеий.

Американское ”Прямое действие” берет свое начало с массовых протестов в ноябре – декабре 1999 года в Сиэтле, где тогда проходила конференция Всемирной торговой организации. Состав протестующих был исключительно пестрым, но на общем фоне выделялись ”Орегонские анархисты” в своих черных рубашках. Группировка образовалась в городе Юджин, штат Орегон, из аудитории ежегодного музыкального фестиваля и первоначально занималась ”зеленым анархизмом” – мешала вырубке деревьев и боролась с чрезмерным потреблением, которое, по их мнению, способствует глобальному потеплению. Продолжением Сиэтла стали акции в Вашингтоне в дни ежегодных конференций Международного валютного фонда и Всемирного банка. В традиционный повод для ”антифашистских” протестов превратились и национальные съезды Республиканской партии. В августе 2008 года протестанты съехались в Миннеаполис, где проходил очередной съезд. Леворадикальные экстремисты составляли лишь небольшую часть протестующих, но им удалось устроить уличные беспорядки и столкновения с полицией – в результате было арестовано более 250 человек.

Беспорядки в Шарлотсвилле, август 2017 года
Беспорядки в Шарлотсвилле, август 2017 года

Трансформация целей и методов, идейная эклектика очень характерна для движения. В его ряды полностью или частично влились борцы за права афроамериканцев и трансгендеров, участники акции ”Захвати Уолл-стрит” и защитники нелегальных иммгрантов. Новый импульс движению придали последние президентские выборы.

Беспорядки с участием леворадикальных активистов начались еще накануне инаугурации Дональда Трампа и продолжались по всей стране. Избрание Трампа способствовало резкому росту их рядов. В ряде случаев сторонникам Трампа (а отнюдь не только неонацистам) приходилось отменять свои мероприятия, поскольку власти не могли гарантировать их безопасность. Это произошло, например, в Портленде, штат Орегон, где с 1905 года в начале лета проводится традиционный Фестиваль роз, не несущий никакой идеологической нагрузки. В этом году организаторы были вынуждены отменить главное событие фестиваля – Парад роз: ”антифашисты” угрожали сорвать шествие, поскольку в колонне планировали пройти члены местного отделения Республиканской партии. Власти Шарлотсвилля, где 12 августа произошли беспорядки, закончившиеся трагедией, решили иначе.

Первую часть статьи, посвященную американским ультраправым движениям, можно прочесть здесь.

Партнеры: the True Story

XS
SM
MD
LG