Ссылки для упрощенного доступа

Адвокаты


Вообще говоря, есть одна специальность, которую участники любых конфликтов традиционно считают стоящей как бы в стороне от схваток, – врачи. Неписаные (я не говорю уже о писаных) законы войны требуют, чтобы врачи были неприкосновенны – они оказывают помощь и дают надежду тем, кто страдает в войне. Нарушают это правило лишь современные варвары. Представители еще одной специальности сродни врачам дают надежду даже тем, кто надежды, по идее, должен быть лишен напрочь. Это – адвокаты, судебные защитники. Их клянут многие из тех, кто оказывается в "зазаборье", но ни один из самых лютых критиков адвокатов от помощи адвокатов не отказывается. Это понятно – адвокаты все-таки ДАЮТ надежду. Право на эту надежду сродни праву дышать, отнимать его попросту бесчеловечно. Есть и еще один момент, существенный для противоположной, так сказать, стороны: даже в самой безнадежно уничтоженной, изолгавшейся судебной системе сохранение для попавших в жернова системы сохраняет для этой системы некоторую видимость законности.

Оба этих принципа все более последовательно ликвидируются в сегодняшней России. Вот один пример.

Существует (пока еще существует!) в России такая организация – Ассоциация адвокатов России за права человека. Это группа из шести московских адвокатов, которая представляет интересы тех граждан России, кто обвинен либо по явно политическим мотивам, либо же по делам, где явно просматриваются частные интересы государственных чиновников (в том числе и самые меркантильные, вроде отбора бизнеса в пользу чиновников). Возглавляет ассоциацию 34-летний Евгений Архипов и то, о чем я пишу, не зависит от последних событий в его жизни и возможных политических планов. Важнее другое: среди подзащитных адвокатов Ассоциации – обвиняемые по "болотному делу" и даже "дальневосточные партизаны" (помните, были такие в 2010 году?). Адвокаты Ассоциации выигрывают практически все дела против чиновников. Это – предыстория. История – ниже.

Около месяца назад, 18 августа, в Москве было совершено зверское нападение на Романа Сорокина – который был в итоге похищен нападавшими. Мать Романа
Адвокат как процессуальная фигура, способная противостоять в интересах обвиняемого в суде изолгавшейся ржавой государственной машине, целенаправленно уничтожается
дала некие показания. Эти материнские показания послужили основанием для того, чтобы на следующий день, 19 августа, группа сотрудников московской полиции в сопровождении троих оперативников в штатском взломала дверь и ворвалась в квартиру, где живут Евгений Архипов и его супруга Юлия Гусейнова. Никаких документов, легализующих действия полиции, Архипову и Гусейновой предъявлено не было – они вместе с двумя их гостями, которые в тот момент находились в квартире, Вадимом Доминицким и Александром Уваровым, были доставлены в полицейское отделение. Сотрудники ФСБ предъявили им обвинение в похищении Романа Сорокина. Однако самой много говорящей деталью допроса, который вели фээсбэшники, было даже не это, а фраза, брошенная одним из офицеров: "Запомните хорошенько – ваша Ассоциация адвокатов России за права человека – ВРАЖЕСКАЯ РОССИИ ОРГАНИЗАЦИЯ, КОТОРАЯ БУДЕТ УНИЧТОЖЕНА".

На следующий день в метро были задержаны мать Евгения Архипова и его брат Алексей, тоже работающий адвокатом. Они были доставлены в отделение полиции, где подвергнуты давлению с тем, чтобы вынудить их подписать некие документы, необходимые для обвинения Архипова в похищении человека. Мать и брат выдержали и не стали подписывать – но история, как понимают все, когда-либо попадавшие в подобную ситуацию, продолжается. Тем более, что еще год назад, при поездке в Киев, Евгения Архипова остановили в Домодедове и долго будто бы проверяли подлинность его паспорта некие неназвавшиеся сотрудниками ФСБ (НЕ из Погранслужбы), а на протяжении почти всего минувшего года власти добивались того, чтобы Архипов был лишен адвокатской лицензии...

Говорить много в этой ситуации нет необходимости – все и так ясно. Это лишь еще один из очень многих, увы, примеров того, что адвокат как человек и процессуальная фигура, способная противостоять в интересах обвиняемого в суде изолгавшейся ржавой государственной машине, целенаправленно уничтожается – о чем не стесняются прямо говорить "государевы люди". Грустно, господа и товарищи, – потому что тех, кто дает надежду раненным в войнах, хоть боевых, хоть судебных – их, врачей и адвокатов даже достаточно варварские системы не трогают. Их трогают – и уничтожают – в России.

Игорь Сутягин – лондонский военно-политический эксперт. Бывший сотрудник Института США и Канады, в 2004 году осужден к 15 годам заключения за государственную измену. Приговор ставился под сомнение правозащитным сообществом и Европейским судом по правам человека. В 2010 году освобожден в результате обмена заключенными между Россией и США.

Партнеры: the True Story

XS
SM
MD
LG