Ссылки для упрощенного доступа

Квартиры не на "свои"


Завышают ожидания, подумала я, прочитав слова обиженного на мировую прессу Пескова, загодя сообщившего о готовящемся информационном вбросе против президента Путина: "Речь идет о Путине лично, о попытках добраться до его семьи, речь идет о друзьях детства, о бизнесменах (Ковальчук, Ротенберг), о каких-то офшорных компаниях, о бизнесменах, которых Путин и в глаза не видел. Все это было уже неоднократно, в разных вариациях, несмотря на это готовится очередное повторение". Песков узнал о готовящемся надругательстве над добрым именем российского президента, вы не поверите, из вопросов, которые адресовали Кремлю журналисты из ICIJ, Международного консорциума журналистских расследований. Еще до появления текста пресс-секретарь счел его "неприкрытой заказухой". И добавил, что это не единственная подобная публикация, будут и другие, например, от "весьма известного международного информационного агентства". Все это он рассказал 28 марта.

Сразу скажу, что журналисты, конечно, поступили совершенно профессионально, отправив вопросы, или запросы, как сказал Песков, непосредственно туда, где точно знают о том, о чем готовится материал, то есть в пресс-службу президента России, а также во все структуры, о которых идет речь в материале. Это корректно, логично и правильно: факты надо проверять, мнение заинтересованной стороны должно быть обнародовано. Правда, журналисты вряд ли ожидали, что мнение будет обнародовано именно так, как это сделал пресс-секретарь президента России: крикливым наездом на еще не опубликованный текст вместо ответов на их вопросы. То есть их естественные вопросы были восприняты Кремлем не как вопросы, а как информация о готовящемся безобразии, которая потребовала моментальной реакции с привлечением не только пресс-службы Кремля, но и федеральных каналов – в последние дни вся пропагандистская машина России включила режим максимального сопротивления тому, что она еще в глаза не видела, не читала, не знала. Дивные новые технологии.

Итак, сначала я решила, что сознательно завышают ожидания. Есть такой прием в пиаре. Это когда вокруг какой-то проблемы создается максимум слухов и шума, ее накачивают и раздувают до вселенского масштаба, а потом оказывается, что это мелко, смешно, нелепо и вообще мыльный пузырь. Есть, кстати, и обратная тактика – сознательное занижение ожиданий. Когда никто интересного не ждет, и всем говорят, что ничего такого не будет, а потом взрывается например, информационная бомба. Я исходила из того, что Песков более или менее в курсе того, о чем будет текст или тексты, понимал, что это ерунда, прокричал "Волки!", зная, что на самом деле овцы и уж точно ничего угрожающего для его патрона.

31 марта "весьма известное международное агентство" Reuters и сайт Organized Crime and Corruptions Repotring Project опубликовали заметки по сути об одном и том же: некий питерский бизнесмен Григорий Баевский покупал недвижимость (квартиры и дома) некоторому количеству женщин, включая дочь президента, сестру и бабушку Алины Кабаевой и то ли журналистку, то ли будущую журналистку Алису Харчеву, позировавшую в студенческом календаре журфака МГУ (увы, моей альма-матер) девушкой апреля с текстом "Владимир Владимирович, вы лучший!". Короче, как можно предположить из публикаций, не случайным девушкам делал подарки неведомый доселе Григорий Баевский, 47 лет, сотрудник, как пишут авторы публикаций, Аркадия Ротенберга.

Уже прочитав публикации, я поняла, что нет, Песков не завышал ожидания, а реально нервничал. Кремль, видимо, не знал, что именно будет в заметках, и не знал, что они об одном и том же, но почему-то вопросы журналистов вызвали очень сильное беспокойство. Возможно, образ стареющего ловеласа не был предусмотрен в числе подходящих для российского президента образов. Хотя… не он первый, не он последний президент, который этим грешит. К тому же в свои почти 64 года он вполне в форме, как мы регулярно видим. И, не забывайте, он холостяк, если, конечно, тайно не женился – и, полагаю, не на бабушке Алины Кабаевой.

Цепочка Ротенберг – Раевский – недвижимость девушек президента – вот что нехорошо в опубликованных расследованиях

Нет, это все же не главная тема. Главное – на чьи деньги-то радуются девушки, небезразличные президенту. В этой части ситуация, мягко говоря, не вполне прозрачная. Я никогда не слышала раньше о Баевском, не смогла найти в инете ни одной его фотографии. Из всего, что я прочла о нем в двух упомянутых заметках и на сайте РБК, следует простой и незамысловатый вывод. Григорий Баевский – это такой вариант Эндрю Бёрча из сериала "Ночной администратор", снятого по одноименной книге Джона Ле Карре. Всячески, кстати, рекомендую тем, кто не видел. Так вот, история с этим Бёрчем очень простая. Его вообще нет. И им может быть кто угодно. Фигура, носящая это имя, нужна лишь для того, чтобы не светить в сделках по продаже оружия реальных продавцов. Человек с именем Бёрч может совершать многомиллионные транзакции, у него есть счета, кредитки, право подписи. Но он лишь фронтмен, прикрывающий своим именем и подписью тех, кто должен остаться в тени. За это он получает какой-то процент от сделок. А наш реальный Баевский может получать кусок бизнеса, или участие в большом бизнесе, или приличный гонорар, или щедрые подарки.

Цепочка Ротенберг – Баевский – недвижимость девушек президента – вот что нехорошо в опубликованных расследованиях. Даже не знаю, какой вариант хуже. Путин через Баевского дарит милым его сердцу дамам недвижимость за счет Ротенберга. А Ротенберг получает недурные госзаказы, на которых зарабатывает так удачно, что для него цена этой недвижимости – сущие пустяки. И тогда это коррупция. И, если честно, российский президент выглядит в таком контексте как-то совсем нехорошо. Уж хочешь порадовать дочь или не дочь – иди и купи ей квартиру на "свои". Но это может не совпасть по цифрам с официальной декларацией о доходах. А также, как известно, личная и семейная жизнь нашего президента – табу, и никаких ее видимых следов быть не должно.

Другой вариант: деньги Ротенберга – это не только деньги Ротенберга, и президент почему-то вправе рассчитывать, что когда ему надо кому-то что-то купить или подарить, то этот кошелек всегда окажется в его распоряжении. Тоже нехорошо, мутно и подозрительно. Возникает множество ненужных монетарных вопросов.

Ну, а загадочный Баевский – чистой воды исполнитель, фигура-прикрытие. Я почему-то думаю, что и Путин, и его друзья читали Ле Карре. Баевскому же точно стоило бы, если он еще не читал. Ему бы этот вариант с Бёрчем в сериале (он же Дерек С. Томас в романе, опубликованном в 1993 году) показался до боли знакомым. Как схема, разумеется, не более того. Потому что литературный и сериальный персонаж, которого скрыли за вымышленным именем, на самом деле шпионил против злодеев и помогал выводить их на чистую воду. Это же литература, а не жизнь.

Наталья Геворкян – журналист

Высказанные в рубрике "Право автора" мнения могут не отражать точку зрения редакции

XS
SM
MD
LG