Ссылки для упрощенного доступа

"Спутник" не взлетел


Константин Малофеев
Константин Малофеев

На уходящей неделе в СМИ появилась информация, что интернет-поисковик "Спутник", запущенный компанией с государственным участием "Ростелеком" почти ровно три года назад, может быть закрыт или переориентирован на другие задачи. Только первоначальные инвестиции в проект составили около 20 миллионов долларов.

Поисковая система "Спутник" была представлена на Петербургском экономическом форуме в конце мая 2014 года. Ее курировал вице-президент "Ростелекома" Алексей Басов, за год до этого пришедший в контролируемую государством компанию из индустрии (Басов участвовал в создании сервиса статистики SpyLog, запускал сервис контекстной рекламы "Бегун", работал в холдинге "ФИНАМ"). Кроме того, в 2013 году "Ростелеком" выкупил пакет своих акций у Константина Малофеева, члена попечительского совета "Лиги безопасного интернета" и одного из вдохновителей законопроектов, ограничивающих свободу информации в интернете. Все это давало основания надеяться, что задачи "Спутника" хотя бы отчасти рыночные, как и подчеркивал Басов, утверждавший, что государство не будет навязывать пользователям использование поисковика. В то же время перспективы "Спутника" на высококонкурентном рынке поисковых машин, где успеха не удалось добиться даже системе Bing от Microsoft, сразу же вызывали сомнение у экспертов. Обсуждалось, что "Спутник" может оказаться полезным, если его удастся интегрировать с государственными электронными услугами. Однако этого так и не произошло.

Несколько человек, близких "Ростелекому", рассказали газете "Ведомости", что "Спутник" так и не стал популярным у пользователей и теперь система будет либо закрыта, либо переориентирована на другие задачи. Его доля на поисковом рынке не превышает 1 процента, число переходов через поисковые запросы "Спутника" на другие сайты в минувшем апреле едва перевалило за 100 тысяч. Собеседники "Ведомостей" утверждают, что у проекта есть интересные технологии в области Больших данных и машинного обучения, которые "Ростелеком" может попробовать применить в инфраструктуре электронного правительства или анализе оттока аудитории. Представитель "Ростелекома" Андрей Поляков подтвердил "Ведомостям", что стратегия развития поисковой системы пересматривается. По данным газеты, окончательное решение компания примет до 1 июля.

"Спутник" в каком-то смысле оказался подобием "Зенит-арены"

Иван Засурский, заведующий кафедрой новых медиа и теории коммуникации факультета журналистики МГУ, с 2001 по 2005 год заместитель генерального директора холдинга "Рамблер", считает, что история "Спутника" – показательный пример того, что государственные структуры не способны эффективно разворачивать крупные проекты в интернете: "Спутник" должен был продемонстрировать, что государство сейчас возьмется и сделает в интернете все своими руками. И это оказалось абсолютным пшиком или просто растратой. Это настораживает, потому что огромное количество российских чиновников делают ставку на получение больших ресурсов, чтобы создавать госпроекты. В основном, это компании-интеграторы, которые работают на госзаказе. Они привыкли работать в условиях отчетности, умеют мастерски оформлять бумаги, сдавать документы. "Спутник" в каком-то смысле оказался подобием "Зенит-арены". Это недостаток компетенции в органах власти и на этапе планирования, и на этапе долгосрочной стратегии, слишком большая надежда на свои силы. Она, конечно, разбивается, когда они выходят такое на конкурентное поле, как интернет. Если вы делаете какие-то продукты, они должны быть достаточно хорошего качества, иначе люди не будут ими пользоваться. Они должны быть достаточно удобными. Они должны быть сделаны с пониманием того, что людям нужно. А это то, что хуже всего получается у государственных компаний".

Засурский отмечает, что одна из главных проблем больших государственных интернет-проектов – кадровый голод. Госкомпании не имеют возможность обеспечить сотрудникам конкурентные зарплаты или предложить интересные условия по приобретению акций. "Есть традиция в госкомпаниях, она еще от ВПК идет, что все большие работы должны быть у ответственных людей. Раньше были партийные эксперты – это бывшие военные, чекисты. А менеджеры или всякие там инженеры вообще не должны получать хорошие большие деньги. Это очень противоречит тому, как американцы у себя с этим разобрались, сделав главным героем интернет-революции именно инженера", – объясняет Засурский. Фактически "Спутник" был развитием полузабытой поисковой системы KM.RU (в конце 1990-х она конкурировала с "Яндексом" и "Рамблером", но затем практически лишилась доли на рынке), технологии и команду которой приобрел "Ростелеком". 25,1% акций "Спутника" принадлежат основателям "КМ медиа" Вячеславу Рудникову и Василию Васину. Засурский сомневается, что команда, работавшая над "Спутником", могла наработать уникальные технологии:

– Я не думаю, что у них есть какие-то уникальные компетенции. У них была интересная история, когда их хотели сделать, насколько я понимаю, поисковиком по "Госуслугам". Но это опять использование административных рычагов, инструментов, чтобы забрать долю рынка, чтобы забрать пользователей. Я не считаю, что это правильная стратегия в интернете. А в РФ она является сейчас доминирующим бизнес-процессом. Все, так или иначе, заключают соглашение с чиновниками, с государством, с крупными компаниями. С помощью административного давления и каких-то других ресурсов, компенсируя нехватку качества, продуктов, перераспределяют в свою пользу долю рынка. А в интернете эта тактика не проходит.

Это Земля, на которой торжествуют зомби. Зомби, которые умеют делать правильные бумажки, делать правильную отчетность

Первоначальные инвестиции в "Спутник" составили 20 миллионов долларов, общий объем вложенных в проект средств "Ростелеком" не раскрывает. Согласно данным базы СПАРК-Интерфакс, в 2015 году выручка "Спутника" составила 136,6 млн рублей, убыток – 150,5 млн рублей. "В принципе, большая часть государственных инвестиций не очень эффективна. Есть проекты откровенно провальные, а есть проекты, которые скрывают свой провал. Есть проекты, которые никогда не признают провал и продолжат получать финансирование. Это Земля, на которой торжествуют зомби. Зомби, которые умеют делать правильные бумажки, делать правильную отчетность. Но вот иногда такие компании, как "Ростелеком", все-таки начинают задумываться, почему они должны финансировать проекты государства. Они сейчас уже управляются не Малофеевым. Они не являются частью его бизнеса. У них свои задачи. Они хотят купить "Теле-2". Им нужны деньги какие-то, чтобы возродить те проекты, которые приносят доходы", – объясняет Иван Засурский.

По мнению Засурского, "Ростелеком" мог бы продолжить развивать "Спутник", если бы предложил технологии и команду партнеру с коммерческого рынка и дополнительно инвестировал в проект несколько десятков миллионов долларов. Но в рамках задачи повышения эффективности и сохранения расходов, о которой заявил представитель "Ростелекома" Поляков, это вряд ли возможно. Вероятно, "Спутник", как и космический аппарат, давший системе название, станет памятником государственным технологическим проектам, только с обратным знаком.

Партнеры: the True Story

XS
SM
MD
LG