Ссылки для упрощенного доступа

Михаил Горбачев "не повелся"


Павел Палажченко
Павел Палажченко
Сегодня лондонская "Таймс" опубликовала, как ей кажется, сенсационную информацию. Оказывается, за два месяца до падения Берлинской стены Маргарет Тэтчер заявляла Михаилу Горбачеву, что ни Великобритания, ни Западная Европа в целом не хотели объединения Германии, и даже просила советского лидера помешать падению Берлинской стены.

"Таймс" цитирует Тэтчер: "Нам не нужна объединенная Германия, это приведет к изменению послевоенных границ, чего мы не можем допустить, поскольку подобное развитие событий подорвет стабильность всей международной ситуации".

Статью в "Таймс" в интервью РС прокомментировал бессменный переводчик Михаила Горбачева Павел Палажченко.

- Скажите, действительно такой разговор между двумя лидерами был?

- Да, это официальная запись. Такой разговор был.

- Значит, Михаил Горбачев пошел на объединение Германии, не имея единой поддержки со стороны западных лидеров?
Для нас - я был в этом уверен еще тогда - препятствовать германскому объединению было бы пагубно

- Мне кажется, не совсем точно говорить "пошел на объединение Германии". Объединение Германии состоялось по воле немецкого народа. Кроме того, официальная позиция всех стран НАТО заключалась в том, что Германия имеет право на объединение. Та же Маргарет Тэтчер в таких выражениях, как в этой конфиденциальной беседе, никогда официально об объединении Германии не говорила. Это тоже надо иметь в виду. Что касается позиции Франции и Великобритании, то очень быстро в Москве стало складываться впечатление, что они хотят, чтобы Советский Союз воспрепятствовал объединению Германии. При этом сами официально будут германское объединение поддерживать. Советское руководство, если пользоваться нынешней терминологией, на это "не повелось". Для нас - я был в этом уверен еще тогда - препятствовать германскому объединению было бы пагубно. Само объединение все равно состоялось бы, а отношения с Германией, с германским народом были бы отравлены на годы и десятилетия вперед.

- Тэтчер, на ваш взгляд, вела двойную игру?

- Надо иметь в виду, что Тэтчер - человек очень консервативный. У нее было очень глубокое недоверие к немцам, к Германии. Ну и, конечно, она хотела побудить Советский Союз занять антиобъединительную позицию и таким образом замедлить объединение Германии. Но сделать это чужими руками. Как мне представляется, Горбачев понял, что здесь двойное дно.

- В той же статье "Таймс" пишет, что стенограммы Политбюро ЦК КПСС снова засекречены?

- Дело в том, что стенограмм заседаний Политбюро, как известно, не велось, хотя заметки присутствующим делать не запрещалось. Если речь идет о записях, естественно, не стенографических, но близких к тексту, которые делал Анатолий Сергеевич Черняев, то им я доверяю стопроцентно. Достоверны ли какие-то другие записи, о которых, возможно, говорится в "Таймс" - тут у меня меньше уверенности. Записи Черняева очень точны. Мы их уже публиковали, будем дальше публиковать.

- Но существуют ли некие записи, фиксирующие происходившее на заседаниях Политбюро, которые действительно засекречены?

- Что и как секретится, это вообще не тот вопрос, к которому я имею отношение. И, кстати, никогда не имел.

Автор сенсационной статьи в "Таймс" также дал интервью Радио Свобода.
XS
SM
MD
LG