Ссылки для упрощенного доступа

Зачем Путину Белград?


Владимир Путин
Владимир Путин
Премьер-министр России Владимир Путин прибыл с рабочим визитом в Белград. Одна из главных задач визита – налаживание экономического сотрудничества между двумя странами, в частности, в области энергетики.

Братский сербо-российский бизнес в последние годы пребывает в определенном застое, и поэтому официальный Белград, очевидно, ожидает от премьер-министра России Владимира Путина ответов на многие вопросы, которые помогли бы развитию экономических отношений. Сербии все еще не предоставлен обещанный Дмитрием Медведевым полтора года назад в Белграде кредит в размере восьмисот миллионов долларов. Согласно данным 2010 года, дефицит Сербии в торговле с Россией за последний год значительно увеличился, составив миллиард и 610 миллионов долларов – 75% приходится на импорт русского газа и нефти.

Сербские независимые специалисты указывают на невыполнение российскими партнерами ключевых пунктов двустороннего энергетического соглашения, подписанного три года назад: неизвестна судьба газопровода "Южный поток", не построено подземное газохранилище "Банатски дворы", не реализованы обещанные инвестиции в компанию Нефтяная промышленность Сербии, контрольный пакет которой принадлежит Газпрому. Вот как оценивает ситуацию специалист по вопросам энергетики, белградский профессор Зорана Михайлович- Миланович:

– В соответствии с энергетическим соглашением, строительство "Южного потока" планировалось значительно раньше, а мы до сих пор даже не знаем, как выглядит его проект. Необходимо обсудить и эту проблему, и вопрос о газохранилище "Банатски двор", в строительство которого российская сторона ничего не вкладывает, в то время как сербская сторона обрастает долгами от имени общей компании. Конечно, никто не заставлял Сербию отдавать России свою нефтяную промышленность целиком, однако сейчас продажу НИС уже аннулировать невозможно, и поэтому остается лишь твердо настаивать на европейских стандартах продукции, а в части энергетического соглашения – контролировать его выполнение. Есть информация, что в минувшем году в НИС не было вложено столько средств, сколько предусматривается контрактом, и поэтому правительство Сербии распорядилось внести в соглашение поправку, дав возможность российской стороне отложить инвестиции.

Профессор Зорана Михайлович-Миланович также отмечает негативные последствия соглашения с Россией для простых граждан Сербии:

– Мы получили посредников в импорте газа, получили предприятие, которое будет владельцем магистрального газопровода. Оно называется Югоросгаз и практически занимается тем, чем на самом деле должны были бы заниматься государственные предприятия Сербии. Из-за этого цены на газ значительно возросли. Перед нами также стоит серьезный вопрос: кто будет газифицировать Сербию, и как будет строиться газопровод в направлении Косова, Албании и Болгарии.

Редактор ведущего регионального интернет-сайта в области энергетики "Энерджи обсервер" Сийка Пиштолова подчеркивает, что Владимира Путина может заинтересовать не только нефть и газ, но и электроэнергетика Сербии.

– Электроэнергетика сейчас находится полностью в руках государства. Насколько мне известно, правительство пока не думает приватизировать эти предприятия, однако, нельзя исключать, что российский премьер-министр имеет такие скрытые интересы. Ведь подобным же образом была продана Нефтяная промышленность Сербии. Официально сербская электропромышленность ищет лишь стратегических партнеров, которые построили бы третий блок крупнейшей в Сербии тепловой электростанции "Никола Тесла" и приняли участие в строительстве блока тепловой электростанции в Колубаре, начатом лет 20 назад.

Перед визитом Владимира Путина в Белград в сербском обществе широко обсуждался вопрос, насколько энергетическая зависимость Сербии связана с политической зависимостью от России, и не являются ли "братские связи" лишь прикрытием для личных интересов политиков.

Подробнее мнение сербских экспертов - в программе Ирины Лагуниной "Время и мир".

* * *
Накануне визита Владимира Путина в Белград эксперт по балканским странам Сергей Романенко ответил на вопросы обозревателя Радио Свобода.

- Можно ли предположить, что Путин попытается во время переговоров с президентом Сербии Борисом Тадичем поднять тему возможного вступления Сербии в НАТО?


- Вполне может быть. С другой стороны, эта тема вообще достаточно болезненна для Сербии. Страна не забыла бомбардировки 1999 года. При этом очевидно, что Сербия - так же, как и все остальные постюгославские балканские государства - просто не может выпасть из той структуры, которая сейчас создается Евросоюзом и НАТО.


- Как бы вы охарактеризовали динамику отношений России и Сербии? Последний раз Владимир Путин был там с визитом в качестве президента - 10 лет назад.

- Бывают разные ситуации. Конечно, я не могу сказать, что взаимоотношения между Сербией и Россией беспроблемны. Полагаю, что и российская сторона тоже может выдвинуть какие-то претензии - подобные тем, о которых говорили сербские эксперты. Но в целом мне представляется, что сотрудничество Сербии и России должно носить плодотворный характер. Россия не должна ограничиваться какой-то одной балканской страной. Как раз очень знаменателен в этом смысле визит Путина в Словению. Думаю, что в ближайшее время состоятся какие-то контакты и с другими балканскими лидерами.
XS
SM
MD
LG