Ссылки для упрощенного доступа

Финансовый аналитик Андрей Сотник - о судебной тяжбе Юлии Тимошенко с RosUkrEnergo


Владимир Путин и Юлия Тимошенко. Фото ИТАР-ТАСС
Владимир Путин и Юлия Тимошенко. Фото ИТАР-ТАСС
Экс-премьер Украины Юлия Тимошенко обратилась в американский суд с иском к швейцарской компании RosUkrEnergo (RUE) и ее совладельцу Дмитрию Фирташу. Некоторое время назад эта информация обошла все российские СМИ.

Справка РС

Совладельцем RUE является российская газовая монополия "Газпром".

Публичный конфликт между компаниями начался, когда "Нафтогаз" выкупил у "Газпрома" долг RosUkrEnergo в размере 1,7 млрд. долларов. После этого украинская госкомпания в счет долга изъяла из подземных хранилищ 11 млрд кубов газа, принадлежащих RUE.

Позже Стокгольмский арбитраж вынес решение по спору RosUkrEnergo и "Нафтогаза". Суд постановил, что изъятые у RUE по решению Юлии Тимошенко 11 млрд кубометров газа должны быть возвращены швейцарской компании вместе с "неустойкой" в 1,1 млрд кубометров. Позже Верховный суд Украины подтвердил решение Стокгольмского арбитражного суда. "Нафтогаз" вернул RUE 12,1 млрд кубометров газа.


О том, каковы перспективы нового американского судебного процесса, рассказал в интервью РС финансовый аналитик Андрей Сотник, изучивший копию иска, поданного в окружной суд Манхэттена.

- Российские СМИ писали об иске Юлии Тимошенко почти иронически. Насколько серьезным может оказаться этот процесс, на ваш взгляд?

- Очень серьезным. Что касается российских СМИ, то дело не в стилистике публикаций, а в том, что факты в них приводились весьма неполно.

- Точнее?

- Если судить по тексту документа, то коллективный иск в американский суд подан не одной Юлией Тимошенко, а ею и десятью неназываемыми публично лицами. Из 11 истцов, таким образом, лишь одна Тимошенко рискнула назвать себя, остальные, мотивируя это угрозой для жизни и другими соображениями, предпочли остаться в тени. Их имена будут известны только американскому судье, и в деле они будут проходить под соответствующими номерами.

Далее, надо разобраться с ответчиком. Российские СМИ сообщали: иск подан против швейцарской трейдерской группы RosUkrEnergo (RUE) и украинского бизнесмена Дмитрия Фирташа. Что такое RUE? Это Фирташ и "Газпром", которым принадлежат практически равные пакеты акций. Если против бизнесмена подан персональный иск, то кто будет отвечать за RUE? Уберите долю Фирташа в RUE, и окажется, что это…"Газпром". А теперь легко заметить, насколько лукава российская информация о том, что "никаких российских ответчиков в иске не указано. Таким образом, "Газпром" ...рисков не несет".

- А вы считаете, что иск украинских заявителей в американский суд – это угроза для "Газпрома"?

- И еще какая! Если быть предельно точными, то в иске ответчиками, кроме Дмитрия Фирташа и RUE, названы еще около 100 компаний и физических лиц. Обратите внимание, что американский суд зарегистрировал иск против всех этих персонажей. Это означает, в частности, и то, что истцами могли быть представлены суду убедительные документальные доказательства того, что все ответчики имеют в США или устойчивый бизнес, или хранят существенные активы в американской валюте. Насколько все они аффилированы между собой – решает исключительно американский суд. Практика же такова. Еще до рассмотрения дела по существу, судья запросит у истцов и ответчиков сведения об их аффилированности. И не дай бог кому-нибудь слукавить в ответах. В таком случае, судья немедленно вынесет решение против "лукавых". Так что – думаю – ответчики будут говорить правду и только правду.

- Эта правда может быть для "Газпрома" неприятной?

- Не исключаю. Потому что подлинные (бенефициарные) владельцы RUE обнаружатся в американском суде очень скоро. И отвечать им, возможно, придется в особо крупных размерах. Напомню, что коллективный иск базируется на очень серьезном юридическом акте - Racketeering Influenced and Corrupt Practices Act (RICO). В случае выигрыша иска сумма требований автоматически утраивается. А это значит, что гуляющая по российской прессе информация о 12,1 млрд кубометров газа также лукава. Речь идет уже о более чем 36 миллиардах кубов. Представляете себе, сколько это стоит! Так что иск в американский суд – это очень серьезно. Бизнес проигравшего, кем бы он ни был, не выживет.

- Так кому же конкретно – Фирташу или "Газпрому" грозят эти умопомрачительные суммы?

- Прежде чем высказать свою точку зрения, хотел бы обратить внимание на несколько обстоятельств.

Первое. Что Фирташ, что Тимошенко – оба посредники при использовании среднеазиатского газа. Просто Тимошенко была монополистом вчера, Фирташ – сегодня.

Второе. Иск от имени украинской "конспиративной" группы подготовлен коряво, со значительным количеством грамматических ошибок. И это заставляет предположить, что госпожа Тимошенко, в надежде на внесудебное мировое соглашение, решила без особых затрат и усилий получить более 36 миллиардов кубов (фактически втрое перекрыть успех Фирташа).

И третье обстятельство. Во время российско-украинской борьбы с газовыми посредниками, группа Дмитрия Фирташа провела целый ряд судебных процессов (включая уголовные) в Венгрии, на Кипре, в Швейцарии, в Швеции… Все выиграла. Так что, на мой взгляд, группа Фирташа к серьезнейшим схваткам в судах любых стран мира, включая США, готова.

Между тем, "Газпром" ни разу за все это время в зарубежные суды по этим делам не обращался. Единственный метод газового монополиста – закрученный газовый вентиль. Этот метод никогда и ни при каких условиях нельзя назвать правовым. Все это прекрасно понимала Юлия Тимошенко и другие истцы, затевая судебный процесс в США. Раз "Газпром" не умеет цивилизованно защищаться, этим надо немедленно воспользоваться. Большой бизнес - дело жесткое.

Мой прогноз таков. Обращаясь в зарубежный суд, госпожа Тимошенко "со товарищи" пыталась "припугнуть" оппонентов, чтобы попытаться вынудить их к выгодному для себя внесудебному мировому соглашению.

- Может ли этот судебный процесс иметь экономические последствия для России?

- Сегодня могу сказать твердо только одно – скоро россияне будут знать, кто они, бенефициарные владельцы RUE. Затем они узнают "конспиративные" схемы торговли среднеазиатским газом, который идет по газпромовской трубе, не оставляя следов в российском бюджете. Затем, надеюсь, будет еще много чего интересного (причем и для истцов, и для ответчиков), поэтому говорить об исходе процесса - рано. Но мы обязательно вернемся к этому разговору, когда суд приступит к рассмотрению иска.
XS
SM
MD
LG