Ссылки для упрощенного доступа

Южная Осетия: парламент захватили для Кокойты?


Из публичных выступлений Эдуарда Кокойты явствует, что он настроен против попыток выдвижения на третий срок. Однако искренность данного рода заявлений вызывает сомнения у экспертов
Из публичных выступлений Эдуарда Кокойты явствует, что он настроен против попыток выдвижения на третий срок. Однако искренность данного рода заявлений вызывает сомнения у экспертов
В Южной Осетии потерпела неудачу попытка военного переворота. Именно так большинство наблюдателей оценивают произошедшее накануне в Цхинвали - столице самопровозглашенной республики. Представители силовых ведомств и их сторонники ворвались в парламент и потребовали от депутатов внести поправки в конституцию, позволяющие действующему президенту Южной Осетии Эдуарду Кокойты баллотироваться на третий срок.

Как сообщил спикер парламента Южной Осетии Станислав Кочиев, утром 15 июня, когда пленарное заседание подходило к концу, "группа граждан, представляющих общественность и силовые структуры Южной Осетии, попросили дать им возможность обратиться к депутатам". В зал заседаний было разрешено войти лишь двум представителям группы, однако в здание ворвались более десяти человек. В их числе были заместитель министра обороны Ибрагим Гассеев и начальник госохраны Геннадий Кокоев. Они потребовали немедленного внесения изменений в конституцию. Им было отказано со ссылкой на регламент работы парламента. После этого силовики с помощью своих сторонников на улице блокировали здание, стали вызывать в кабинеты депутатов и собирать с них подписи под требованием немедленно рассмотреть вопрос о третьем сроке президента. По словам Станислава Кочиева, в результате такого давления главы трех парламентских комитетов написали заявления о сложении с себя полномочий. Разблокировать здание парламента удалось лишь через несколько часов.

Как сообщают информационные агентства, действиями силовиков руководил заместитель министра обороны Гассеев. Именно он некоторое время назад создал инициативную группу по проведению референдума. На голосование предлагалось вынести два вопроса. Первый – "Согласны ли вы, что государственными языками Республики Южная Осетия должны быть русский и осетинский языки?". Второй – "Согласны ли вы, что одно и то же лицо может занимать пост президента три срока подряд?". Необходимое число подписей в поддержку референдума было собрано и передано в центральную избирательную комиссию. Та, в свою очередь, направила документы в Верховный суд. 14 июня он вынес решение: вопрос о третьем сроке противоречит конституции и на референдум вынесен быть не может, изменить основной закон может только парламент. Именно поэтому, как рассказал журналистам представитель инициативной группы Игорь Алборов, туда и направились Ибрагим Гассеев со своими сторонниками.

Сам президент Южной Осетии Эдуард Кокойты, полномочия которого истекают в ноябре этого года, от произошедшего открестился. 16 июня он в очередной раз подчеркнул, что не при каких условиях не будет баллотироваться на третий срок. Сразу после этого генеральный прокурор самопровозглашенной республики Таймураз Хугаев заявил, что группа военных во главе с заместителем министра обороны может быть привлечена к уголовной ответственности за инцидент в парламенте. Впрочем, эксперты считают, что за произошедшим стоит именно Эдуард Кокойты, а также российские власти.

Вот что сказал в интервью Радио Свобода координатор рабочей группы центра изучения Кавказа и Центральной Азии Института востоковедения Российской академии наук Александр Скаков:

– То, что случилось в Южной Осетии, можно трактовать как попытку государственного переворота. Безусловно, Москва, как и народ Южной Осетии, заинтересована в сохранении стабильности республики. Люди, что называется, перестарались. Во главе этой группы стояли люди из руководства. Совершенно понятно, что такие люди без команды сверху, а именно – от верховного главнокомандующего, президента – на такие шаги не пошли бы. Тем не менее, президент открестился от этой группы и получилось, что эти люди подставили сами себя, вышли за рамки конституционного поля. Я думаю, что на этом их карьере в военном ведомстве будет положен конец, – полагает Александр Скаков.

О том, что Москва заинтересована в стабильности политической жизни Южной Осетии, или хотя бы видимости этой стабильности, говорит и тот факт, что о событиях в Цхинвали не рассказал ни один федеральный телеканал. Тем не менее, ситуация накануне предстоящих в ноябре президентских выборов складывается сложная – очевидной замены Эдуарду Кокойты, возглавляющему самопровозглашенную республику с 2001-го года, просто нет. Кто может оказаться в списке кандидатов?

– Выборы уже скоро, до сих пор еще нет более-менее четкого списка кандидатов, нет реальных оценок их рейтинга, – подчеркивает Александр Скаков. – Часть из них можно отнести к потенциальным преемникам Кокойты: генпрокурор Таймураз Хугаев, который является родственником Кокойты, член парламента республики Вадим Цховребов - эти люди близки к окружениию действующего президента. Есть и другие люди, которые, хотя и входят в партию власти, но, тем не менее, отстранены от окружения Эдуарда Кокойты – например, посол Южной Осетии в России Дмитрий Медоев. Есть и другие – в частности, некоторые силовики. Сейчас непонятно, кто из них будет баллотироваться вообще. Пока наибольший шанс, мне кажется, все-таки у Медоева, он является наиболее оптимальной фигурой.

* * *
Сами власти Южной Осетии оценивают произошедший 15 июня захват парламента как "небольшой инцидент". По словам пресс-секретаря законодательного органа Инны Габараевой, "состоялся достаточно серьезный разговор, который не перерос в конфликтную ситуацию". Сейчас парламент "работает в привычном режиме", а обстановка в Цхинвали "спокойная и стабильная". Что касается второго вопроса, который Ибрагим Гассеев и его сторонники хотели вынести на референдум - вопроса о придании русскому языку в республике статуса государственного, - то голосование по нему все-таки состоится. Его, как сообщают официальные лица в самопровозглашенной республике, инициирует сам Эдуард Кокойты.
XS
SM
MD
LG