Ссылки для упрощенного доступа

Михаил Федотов – о встрече с Дмитрием Медведевым и резолюциях президента


Михаил Федотов
Михаил Федотов
Глава президентского совета по правам человека Михаил Федотов передал Дмитрию Медведеву результаты экспертизы, проведенной правозащитниками по делу Магнитского. На встрече обсуждались и многие другие вопросы.

В интервью Радио Свобода Михаил Федотов рассказал:

– Перед встречей я передал президенту проект закона об общественном контроле за соблюдением прав детей-сирот, в котором идет речь о детских учреждениях, о детских домах. О создании системы общественных наблюдательных комиссий – здесь мы использовали опыт, который есть по созданию общественных наблюдательных комиссий за соблюдением прав человека в местах лишения свободы. Мне кажется, это важно. Кроме того, президент подписал распоряжение о создании рабочей группы по вопросам увековечивания памяти жертв политических репрессий. Согласно этому распоряжению, я назначен руководителем этой рабочей группы.

– Вы передали президенту доклады по делам Магнитского и Ходорковского. Рассчитываете на то, что со стороны Медведева будут сделаны какие-то шаги?

– Именно этого мы и ожидаем. Президент сделал по нашим документам соответствующие распоряжения. В частности, распорядился, чтобы доклад по делу Ходорковского и Лебедева был передан и руководителю следственного комитета, и генеральному прокурору. Потому что в рекомендациях, которыми совет сопроводил этот доклад, предлагается, во-первых, передать этот доклад генеральному прокурору, чтобы он мог его изучить, взвесить все доводы и контрдоводы, которые высказаны экспертами, и решить вопрос о принесении прокурорского представления в порядке надзора по данному судебному приговору. Такое же поручение он дал председателю Следственного комитета Российской Федерации, поскольку в докладе указывается на некоторые новые обстоятельства, что может стать основанием для возбуждения расследования.

– На встрече вы предложили рассматривать дела по экономическим преступлениям с участием присяжных. Это будет работать? Ведь, несмотря на поправки президента, люди продолжают находиться в СИЗО по экономическим статьям.

– Я абсолютно убежден, что это будет иметь реальное продолжение. Кстати, что касается запрета использовать такую меру пресечения, как содержание под стражей в отношении лиц, обвиняемых в совершении преступлений в сфере предпринимательской деятельности, то мы специально проводили заседание совета, посвященное этой теме, и нам была представлена судебная статистика по этому вопросу. Да, есть отдельные случаи, когда эта норма была судами проигнорирована, но в большинстве случаев эта норма сыграла очень серьезную роль. Статистика показывает, что число дел, возбужденных по статьям, связанным с экономическими преступлениями, после появления этой нормы сильно сократилось.

– Шла ли на встрече с президентом речь об отставке Владимира Чурова?

– Я передал президенту рекомендацию нашего совета о том, что Чуров должен подать в отставку, но президент мне ответил: "я не могу его отправить в отставку, прежде всего потому, что это не входит в мои полномочия. Чуров может только сам подать в отставку".

Поэтому наше обращение как раз и адресовалось именно Владимиру Чурову. Мы считаем, он правильно поступил бы, если бы подал в отставку. Мы прекрасно понимаем, что Чуров несет ответственность как глава системы избирательных комиссий, поскольку на этих выборах было очень много сообщений о фальсификациях и нарушениях избирательных прав. В то же время, как председатель ЦИК, Чуров вряд ли может нести ответственность за фальсификации, потому что он лишь возглавлял общий подсчет голосов и предъявлять ему претензии в том, что он вбрасывал бюллетени, что-то неправильно подсчитывал, оснований нет. Если бы он действительно вбрасывал бюллетени, то тогда это – уголовное преступление, и разговор бы шел о другом, а совсем не об отставке.
XS
SM
MD
LG