Ссылки для упрощенного доступа

Волна национализации испанских компаний в Латинской Америке


Ирина Лагунина: Недавняя экспроприация в Боливии местной электросети, собственности испанской компании «Ред Электрика», явилась для правительства Испании полной неожиданностью. Не имея реальных рычагов давления на боливийские власти, официальный Мадрид надеется получить хотя бы минимальную компенсацию за утраченные вложения. Ведь одним из владельцев акций компании является государство. Из испанской столицы Виктор Черецкий.

Виктор Черецкий: Несмотря на скандальный характер инцидента – ничем не обоснованная экспроприация прекрасно работающей компании, к тому же принадлежащей стране, которая не так давно простила боливийскому правительству долг в 62 миллиона евро – он большого шума не наделал. Испанские власти было возмутились, но тут же притихли. На тему экспроприации не высказался ни премьер Мариано Рахой, ни его заместитель, обычно весьма словоохотливая Сорайа Саенс де Сантамария. Официальную точку зрения выразил разве что министр экономики Луис де Гиндос. Наблюдатели отмечают, что он вовсе не возмущался происшедшими в Боливии событиями и был крайне сдержан в оценках. Министр де Гиндос:

Луис де Гиндос: Экспроприация не нравится испанскому правительству, поскольку мы считаем, что иностранные инвестиции должны быть защищены законом в любой стране, включая Боливию. К тому же испанская компания хорошо работала, снабжая население электроэнергией. В эти дни мы совещались с боливийскими коллегами, и они обещали выплатить компенсацию за утраченные акции. Наше правительство, естественно, проследит за этим и будет добиваться выплаты справедливой суммы.

Виктор Черецкий: Менее сдержанным в своих высказываниях был Артуро Фернандес, вице-президент ассоциации испанских предпринимателей. И то потому, что выразить гнев и возмущение испанских акционеров, теряющих свои сбережения, как отмечает пресса, было его непосредственным долгом. Фернандес напомнил, что речь идет не только о Боливии: недавно экспроприировала филиал испанской энергетической компании Репсоль Аргентина. Он считает, что подобного рода действия могут иметь цепную реакцию в Латинской Америке и, соответственно, катастрофические последствия для Испании, вложившей в континент миллиарды евро. Артуро Фернандес:

Артуро Фернандес: Надо предпринять серьезные меры, поскольку такое отношение к иностранным фирмам может быть заразительным и распространиться, к примеру, на Эквадор и Венесуэлу, где у Испании немало интересов. Следует твердо заявить, что мы больше не намерены терпеть издевательств.

Виктор Черецкий: Испания приобрела боливийскую электросеть в 2002 году почти за 70 миллионов евро. Практически аналогичную сумму составили и вложения за последние 10 лет – с целью модернизации системы электроснабжения. Чтобы обговорить условия компенсации, в Боливию отправился заместитель министра иностранных дел Испании Хесус Грасия и президент компании Red Electrica Хосе Фольгадо. Однако, как отмечают в эти дни испанские средства информации, у заместителя министра «связаны руки» – он боится настаивать и что-либо требовать. Так что наблюдатели ожидают, что боливийцы в лучшем случае вернут треть вложений. Дело в том, как отмечает мадридская газета АБС, что Испания стала заложницей собственной инвестиционной политики. Она оказалась не готовой к тому, что у власти в Боливии окажутся правители, не особо уважающие международные законы и порядки. Профессор политологии Барселонского университета Франсеск Трильяс:

Франсеск Трильяс: В странах, где у власти находятся левые правители-популисты, всегда велик риск экспроприации. Испания в данном случае может лишь вежливо просить, чтобы подобные правители не распространяли свои аппетиты на ее интересы.

Виктор Черецкий: Руки у Испании в Боливии связаны тем, что в этой стране присутствуют другие испанские компании с капиталом во много раз превышающим стоимость электросети. Это, например, крупнейший банк – Banco Bilbao Vizcaya Argentaria, который инвертировал в Боливию почти два миллиарда евро. Присутствует в этой стране уже упомянутая Repsol, электрическая компания Iberdrola и другие, менее значительные фирмы. Все они могут быть экспроприированы в любую минуту – с тяжелейшими последствиями для тысяч испанцев, мелких и средних держателей акций. Именно поэтому многие эксперты и советуют испанскому правительству лишний раз не раздражать боливийского правителя Эво Моралеса: смириться с его решением о национализации электросети. Бывший министр труда Испании Хесус Кальдера:

Хесус Кальдера: Желательно, чтобы мы получили справедливую компенсацию, но главное здесь - следует вести активную дипломатическую работу и обеспечить климат взаимопонимания.

Виктор Черецкий: Вместе с тем, совершенно очевидно, что эта последняя задача крайне сложна, учитывая, мягко говоря, непростой нрав Моралеса, которого газета АБС называет в шутку «андийским каудильо». Для наглядности газета в красках описывает поступки президенты 1 мая этого года. Утром того дня на массовом митинге своих сторонников Эво Моралес, считающий себя сторонником социализма, поносил империалистов, неоколониалистов-эксплуататоров, капиталистов и всех других «врагов» боливийского народа. Особо досталось иностранному капиталу, от которого якобы исходят все беды, включая нищету и голод боливийцев. Чтобы подтвердить слова делом, Моралес объявил об экспроприации испанской электросети, а также о том, что войска уже выполнили его приказ – захватили ее офисы и предприятия.

Эво Моралес: Это моя прямая обязанность – послать военных завладеть тем, что по праву принадлежит нашему народу. Я благодарю наших военных за то, что они выполнили мой приказ – взяли под свой контроль энергоснабжение на всей территории Боливии.

Виктор Черецкий: Между тем, и на это обращают внимание все аналитики, в тот же Первомай, буквально через пару часов, Эво Моралес присутствовал на открытии нового газового предприятия, принадлежащего компании Репсоль. Открывал это предприятия он вместе с президентом компании испанцем Антонио Бруфау. И здесь из уст боливийского президента звучали совершенно иные слова. Он источал похвалу «испанским братьям» за бескорыстную помощь и сотрудничество. Такие термины как неоколониализм, эксплуатация и прочее, естественно, на этом мероприятии им были напрочь забыты. Улыбающийся президент Моралес, облаченный в подаренную ему испанцами спецовку газовщика с белой каской на голове, обратился к руководителю компании со следующим приветствием:

Эво Морлес: Мы вполне сознаем, что Репсоль является лидером, одной из самых крупных энергетических компаний во всем мире. Мы благодарны Испании за капиталовложения, которые нами всегда будут уважаться. Ну а вы, уважаемый президент Репсоль, являетесь нашим другом и ведущим партнером.

Виктор Черецкий: Международные наблюдатели считают нелогичное поведение и противоречивые заявления чертой нынешнего руководства Боливии. Впрочем, некоторые аналитики полагают, что подобное поведение Моралеса, последователя главы латиноамериканского популизма венесуэльского лидера Уго Чавеса, имеет свое вполне конкретное объяснение. Сотрудник Латиноамериканского института социологических исследований в Ла-Пасе Карлос Торансо.

Карлос Торансо: Нас в Боливии поступок президента Моралеса особо не удивил. Он имеет обыкновение что-нибудь национализировать каждое первое мая. Сейчас, следуя собственной традиции, он экспроприировал электросеть. Кстати, в этом году, похоже, Моралес особо нетерпеливо готовился к экспроприации. Ему нужно было срочно предпринять какое-нибудь эффектное действо, чтобы остановить рост социального протеста в стране. В виду неспособности власти решить насущные государственные проблемы, бастуют врачи, протестуют рабочие, крестьяне-индейцы вновь организуют марши протеста. Правда, в конце концов, нынешняя экспроприация, сопровождаемая популистскими лозунгами и призывами, не смогла остановить протесты. Президентское кресло под Моралесом, личным другом Уго Чавеса, явно шатается. Известно, что когда-то он был ставленником левых протестных движений. А теперь стал их противником.

Виктор Черецкий: Одновременно боливийский исследователь предупреждает Испанию и любую иную страну, имеющую инвестиции в Боливии, что президенту Моралесу нельзя верить. Сегодня он пообещал, что не будет трогать Репсоль, но это вовсе не означает, что она завтра же не будет захвачена. Ведь за годы его правления им уже экспроприировано немало предприятий, работающих в области добычи газа и нефти, а также в сфере телекоммуникаций. Эти предприятия принадлежали швейцарским, германским, голландским, итальянским и британским компаниям. Кстати, три года назад Моралес посетил Испанию, где уговаривал местных предпринимателей вкладывать капиталы в свою страну, обещая им полные гарантии доходов и процветание. Карлос Торансо:

Карлос Торансо: К обещаниям Моралеса нельзя относиться серьезно. Он не раз говорил одно, а делал совершенно иное. Это уже стало нормой его политики. А посему следует быть крайне осторожным в деловых отношениях с Боливией. Ведь, когда Моралес говорит, что намерен уважать чьи-либо инвестиции, его обещания, как правило, очень быстро нарушаются. Между тем, наша нефтегазовая добыча не может нормально функционировать без иностранного капитала и иностранной технологии. С тех пор, как начались экспроприации, в Боливии стала ощущаться нехватка горючего. Теперь нам приходится ввозить дизельное топливо, бензин обычный и авиационный. Так что экспроприация принесла сугубо отрицательные плоды, сплошные убытки. Теперь, после того, как у Испании отобрали электросеть, боливийцы ожидают, что начнутся перебои с электроснабжением, запасаются свечами и керосином, чтобы не сидеть в потемках. За годы правления Моралиса они убедились в его неспособности управлять страной, а посему постоянно готовятся к худшему.

Виктор Черецкий: Еще некоторое время назад избрание Моралеса на президентский пост представлялось многим в Латинской Америке и в других регионах мира как подлинная революция. В стране, где часто случались военные перевороты и где у власти традиционно находилась олигархия, впервые стал президентом крестьянский активист с незавершенным средним образованием, представитель индейской народности аймара. Что же случилось с народным лидером?

Карлос Торансо: Когда власть не выполняет свои обещания, она теряет уважение населения. В подобной ситуации оказался сейчас и президент Моралес. В него больше не верят. Он лишился поддержки. Его выручает лишь то, что в стране нет организованной демократической оппозиции. Моралес обещал в свое время не повышать цены и без конца их повышает. Он обещал не трогать территории, населенные индейцами, и даже принял так называемый «Закон о матери-земле». Но нарушил его и стал строить на этих территориях дороги, чтобы ублажить владельцев кокаиновых плантаций. Он обещал бороться с коррупцией, но сейчас коррупции значительно больше, чем раньше. Он обещал соблюдать демократические нормы и опираться на гражданское общество, а на самом деле делает ставку лишь на военных. Моралес и возглавляемая им Партия движения к социализму не соблюдают ни законы страны, ни ее Конституцию. Всем этим и объясняется недоверие к нему населения.

Виктор Черецкий: Чего ожидает боливийский политический аналитик в своей стране в ближайшем будущем? - Ничего хорошего. Действия президента Моралеса часто не прогнозируемы. Ясно одно, что путь национализации иностранных компаний приносит стране лишь ухудшение экономической ситуации. Карлос Торансо:

Карлос Торансо: К сожалению, мы ждем от Моралеса лишь нерациональных поступков в сфере экономики, наступления на гражданские права и свободы. Наше государство под его руководством фактически бессильно перед лицом тяжелейших проблем. Оно не решает ни вопросы образования, ни здравоохранения.

Виктор Черецкий: Вместе с тем, и боливийский исследователь, и испанские аналитики приходят практически к одному выводу – Испания не может ничего предпринять, чтобы не допустить дальнейшей экспроприации своих компаний. Ни у Мадрида, ни у Евросоюза в целом, нет действенных рычагов воздействия на режимы, подобные боливийскому. Еврокомиссия, как в случае с экспроприации в Аргентине, так и в Боливии, ограничилась лишь осуждением случившегося. Так что аналитики рекомендуют инвесторам постоянно помнить лишь одно правило – компании, везущие свои капиталы в страны с ненадежными режимами, должны быть морально готовы к возможным последствиям своего решения.
XS
SM
MD
LG