Ссылки для упрощенного доступа

Кто помнит о Маркелове и Бабуровой


На месте убийства Станислава Маркелова и Анастасии Бабуровой, Москва, 19 января 2011
На месте убийства Станислава Маркелова и Анастасии Бабуровой, Москва, 19 января 2011
В российских городах проходят акции памяти адвоката Станислава Маркелова и журналистки Анастасии Бабуровой. Они были застрелены 19 января 2009 года – днем, в центре Москвы. Разбирательство по делу об их убийстве может стать одним из наиболее громких судебных процессов нынешнего года. В конце января в Московском городском суде будет сформирована коллегия присяжных, которым предстоит определить, виновны ли подсудимые Никита Тихонов и его гражданская жена Евгения Хасис в совершении этого преступления.

Станислава Маркелова и Анастасию Бабурову вспоминали сегодня в Петербурге.

"В день памяти Маркелова и Бабуровой правозащитники выступают против все возрастающей угрозы фашизма и неадекватной реакции властей на соответствующие протестные инициативы", – говорится в заявлении, подписанном петербургским центром "Мемориал", организацией "Гражданский контроль", Правозащитным советом Петербурга, организацией "Дом мира и ненасилия" и еще несколькими правозащитниками. В заявлении указывается: в прошлом году московским антифашистам не удалось защитить право на законную демонстрацию и акции памяти, что привело к массовым задержаниям антифашистов и правозащитников. В нынешнем году у петербургских правозащитников не приняли заявку на митинг из-за длинных новогодних каникул, но те же каникулы не помешали согласовать митинг "против этнической преступности", на котором было множество откровенных националистов.

Говорит сотрудница правозащитного центра "Мемориал" Екатерина Сокирянская:

– Стас (Маркелов. – РС) говорил незадолго до смерти о том, что нам всем необходима защита. Так вот, защиты ждать неоткуда. Нам нужно объединяться, отложив в сторону мелкие противоречия, против фашистской угрозы. Ясно, что фашизм в России реален, и, скорее всего, он наступит, это надо понимать. Власть не делает выводов, власть сама заражена этим вирусом шовинизма, поэтому она не способна всерьез изменить ситуацию...

Руководитель программ "Мемориала" Стефания Кулаева отмечает, что власть открыто демонстрируют сочувствие националистам:

– Мы видим, что премьер Путин посетил могилу Егора Свиридова. Сегодня есть повод посетить место гибели Станислава Маркелова или его могилу. Но я пока не слышала о таких намерениях ни от кого из первых лиц ни Москвы. Не было и такой реакции со стороны первых лиц Петербурга, когда пару месяцев назад мы вспоминали человека, погибшего в Петербурге, Тимура Качараву – он стал одной из первых жертв нацистов. Пять лет проводятся пикеты памяти Тимура – ни разу никакого жеста со стороны местной власти мы не видели, – вспоминает Кулаева.

Вечерняя акция на Троицкой площади называется "Вместе против фашизма". На листовках, раздаваемых перед ее началом, приведены слова Станислава Маркелова о необходимости защиты от нацистов: "Кроме нас самих, больше никто никогда эту защиту не даст. Ни Бог, ни царь, ни закон – уже никто, только мы сами".

* * *

В Саратове пикет в память о Станиславе Маркелове и Анастасии Бабуровой под лозунгом "Саратов без фашизма!" провела местная организация "Антифашистское сопротивление".

Пикет прошел в центре города на площади у зданий мэрии и областной думы. Площадь почему-то была заставлена машинами, хотя обычно здесь не паркуются даже автомобили VIP-персон города. За акцией наблюдали сотрудники Центра по борьбе с экстремизмом, недалеко дежурила милицейская машина. Впрочем, правоохранительные органы в ход акции не вмешивались, запретив лишь скандировать лозунги. Полтора десятка молодых людей держали плакаты с фотографиями Станислава Маркелова и Анастасии Бабуровой, лозунги "Фашизм не пройдет", "Нелегальных людей не бывает". Это первая в городе акция антифашистов, состоявшаяся в столь публичном месте и привлекшая внимание не только большого числа журналистов, но и людей, не равнодушных к росту националистических настроений в обществе. Саратов всегда был многонациональным городом, и власти уверенно заявляют, что проявлений фашизма в регионе нет. С этим не согласен организатор пикета Олег Петров:

– У меня есть данные (я не знаю, почему таких данных нет у милиции м у властей) примерно на 50 фашистов-радикалов в Саратове. А ведь есть и другие, которых мы не знаем. То есть угроза на самом деле существует, – уверен Олег Петров.

Поддержать акцию антифашистов пришли члены нескольких политических и правозащитных движений Саратова. Александр Никитин, возглавляющий правозащитный центр "Солидарность", рассказывает:

– В городе прошло несколько откровенно националистических выступлений. Это, безусловно, вызывает беспокойство. Среди нашей молодежи есть пусть небольшая, но все-таки достаточно заметная группа, которая считает своим долгом противостоять подобным выступлениям (мне очень понравился их лозунг: "Мое Отечество – все человечество"). Я уверен, что мы должны вот такие настроения нашей молодежи поддерживать, стараться, чтобы они распространились на все общество...

Правда, судя по репликам прохожих, не все горожане разделяют позицию организаторов пикета.

* * *

В Иркутске активисты движения "Автономное действие" провели накануне памятной даты презентацию книги о Станиславе Маркелове, которая называется "Никто, кроме меня". Презентация прошла в библиотеке имени Молчанова-Сибирского. В читальном зале собралось около 50 человек. Приглашения были расклеены в разных частях Иркутска и разосланы по всем редакциям городских СМИ. Организаторы мероприятия говорят, что в зале случайных людей не было – только те, кого можно назвать единомышленниками Маркелова. Можно сказать, что эта акция стала первым публичным обсуждением в Иркутске деятельности антифашистских организаций. Обсуждалась не только книга, но и цели движения"Антифа", задачи возникшего после смерти известного правозащитника движения "19 января". Библиотеке имени Молчанова-Сибирского передали в дар один экземпляр книги "Никто, кроме меня".

По словам организаторов акции, это третья библиотека в городе, которая решилась предоставить место для презентации книги. Остальные, с кем велись переговоры, не рискнули. Некоторые были готовы принять в дар книгу о Маркелове, чтобы пополнить ею библиотечный фонд, но наотрез отказались от проведения каких-либо публичных акций. Да и с библиотекой имени Молчанова-Сибирского пришлось долго договариваться. Единомышленники Маркелова к осторожности библиотечных работников относятся с пониманием, говорят: у них проходят постоянно проверки – ищут экстремистскую литературу – и они очень переживают по этому поводу...

Несмотря на то, что акция заключалась лишь в передаче книги и проходила вблизи администрации Иркутска и здания правительства Приангарья, организаторы презентации (а это несколько юношей и девушек) не чувствовали себя в безопасности. Они просили себя не фотографировать, опасаясь преследования националистов, и постоянно поглядывали на входные двери читального зала, боясь провокации. По словам одного из активистов, все успокоились только тогда, когда двухчасовая встреча закончилась.
XS
SM
MD
LG