Ссылки для упрощенного доступа

Дело Егора Свиридова: суд начинается


Акция памяти на месте убийства Егора Свиридова продолжилась беспорядками на Манежной площади
Акция памяти на месте убийства Егора Свиридова продолжилась беспорядками на Манежной площади
Московский городской суд приступил 4 июля к рассмотрению дела, послужившего поводом для массовых беспорядков на Манежной площади в Москве в декабре 2010 года. Тогда футбольные болельщики и националистически настроенная молодежь, недовольные ходом расследования убийства футбольного фаната Егора Свиридова, провели несанкционированный митинг, переросший в столкновения с милицией. Теперь меру ответственности участников драки, в которой был убит Свиридов, предстоит установить суду.

Предварительные слушания проходят в закрытом режиме, в их рамках следует установить, каким образом будет рассматриваться дело: либо рассматривать его будет один судья, либо трое профессиональных судей коллегиально, либо, что вероятнее всего, присяжные. Основной обвиняемый в убийстве Егора Свиридова Аслан Черкесов намерен добиваться рассмотрения дела с участием коллегии присяжных. Во всяком случае, ранее об этом сообщал его адвокат, а представители защиты воздержались от каких-либо комментариев до окончания предварительных слушаний.

По версии следствия, ночью 6 декабря прошлого года Аслан Черкесов и еще пятеро обвиняемых - Акай Акаев, Артур Арсибиев, Нариман Исмаилов, Хасан Ибрагимов и Рамазан Утарбиев - используя незначительный повод, развязали драку с группой молодежи, ожидавшей такси. Во время драки Черкесов дважды выстрелил в двух человек из травматического пистолета, а затем подошел к Егору Свиридову и целенаправленно не менее двух раз выстрелил ему в голову и живот. От этих ранений Свиридов скончался на месте происшествия. После чего Черкесов произвел ещё не менее шести выстрелов, а затем, похитив сумку, соучастники скрылись с места преступления.

В этом судебном процессе проходят пять потерпевших. Их адвокат и сами потерпевшие убеждены, что в драке, которая привела к убийству Егора Свиридова, не было никакой экстремистской или националистической подоплеки, это была бытовая драка, в которой, по большому счету (ранее об этом говорили наблюдатели), виноваты были обе стороны. Адвокаты Аслана Черкесова настаивают на том, что тот действовал в рамках необходимой обороны, и именно в этом будут, вероятнее всего, убеждать присяжных – если решение о рассмотрении дела с участием присяжных будет принято в Московском городском суде.

Следствие и аналитики иакже посчитали этот конфликт бытовым. В отличие от неонацистов, которые 11 декабря 2010 года присоединились к несанкционированному митингу футбольных болельщиков на Манежной площади в Москве, переросшему в столкновения с милицией.

Однако, по мнению директора информационно-аналитического центра "Сова" Александра Верховского, рассмотрение в суде дела об убийстве спартаковского болельщика Егора Свиридова вряд ли активизирует деятельность националистов.

- Поскольку поймали явно тех людей, каких надо, то есть тех, кто реально участвовал в драке, вопрос только в том, как будет определена степень вины каждого, считает Верховский. - Нет сомнения, что их осудят по той или иной статье. Другой вопрос, удовлетворит ли это тех людей, которые выходили на Манежку или сочувствовали им. Я склонен думать, что их не удовлетворит никакой приговор. Потому что если люди желают мести, а они явно желают мести, то никакой срок заключения не покажется достаточным. Другое дело, какая будет на это реакция. Я не думаю, что на судебный приговор будет такая радикальная реакция, как на само убийство и то, что было прямо за этим. Само по себе убийство Егора Свиридова не было этнически окрашенным конфликтом. Вся эта этническая тематика была привнесена туда позже и вот это, собственно, теперь и определяет ситуацию. То есть была некая уличная драка с такими трагическими последствиями, и есть вот этот политический слой ненависти и такой политической мобилизации, который на этом нарос. В этом теперь основная проблема.

Говоря о превышении пределов обороны, адвокаты Аслана Черкесова ссылаются в частности на результаты экспертизы, которая якобы показала, что их подзащитный стрелял лежа. Впрочем, оценку доказательствам будет давать суд.

- Присяжным обычно несколько сложнее - просто потому, что, в отличие от судей, у них нет такой психологической подготовки, но в любом случае присяжные стараются быть непредвзятыми, - говорит Александр Верховский. - Я думаю, что адвокаты настаивают на присяжных, даже понимая, что средняя выборка из москвичей будет, скорее, не расположена к их подзащитному, но, тем не менее, ориентируются на присяжных, потому что присяжные более внимательны, чем профессиональные судьи, к доказательной базе. Адвокат может рассчитывать, что как раз умышленность стрельбы на поражение не будет доказана. Если обвинению не удастся это доказать так, чтобы присяжные поверили, то присяжные согласятся с адвокатом, что это было превышение пределов необходимой обороны, вот таков расчет.

Вопрос участия присяжных в рассмотрении дела об убийстве Егора Свиридова будет решаться в ходе предварительных слушаний в Московском городском суде. Однако законных оснований для отказа в удовлетворении этого ходатайства у суда не будет.
XS
SM
MD
LG