Ссылки для упрощенного доступа

Казнить "за недостойную жизнь"


Подготовка к публичной казни в Тегеране
Подготовка к публичной казни в Тегеране

В Иране суды все чаще выносят смертные приговоры, причем даже за то, что в остальном мире вообще не считается преступлением

Организация Объединенных Наций выразила глубокую озабоченность в связи с резким ростом числа смертных приговоров, приводимых в исполнение в Иране. Начиная с июня 2013 года в стране были казнены по меньшей мере 852 человека, в том числе восемь несовершеннолетних. По числу казней сегодня Иран по-прежнему занимает второе место в мире после КНР.

Специальный докладчик ООН по правам человека в Иране Ахмед Шахид несколько дней назад призвал международное сообщество не упускать из виду ситуацию с правами человека в этой стране, несмотря на периодические заявления Тегерана и президента Хасана Роухани о готовности прислушиваться к критике извне, к продолжению переговоров об иранской ядерной программе и к сотрудничеству с Западом в борьбе с радикальной группировкой "Исламское государство". По словам Ахмеда Шахида, последние данные о числе казней в Иране демонстрируют угрожающий рост:

– Отдельную тревогу вызывает всплеск исполнения смертных приговоров именно в последние год-полтора. По меньшей мере 852 человека были казнены с июня прошлого года, в том числе 799 – с момента моего последнего выступления перед этим комитетом год назад, включая восемь несовершеннолетних.

Публичная казнь в Иране. Дата и место неизвестны
Публичная казнь в Иране. Дата и место неизвестны

Зачитывая ежегодный доклад по Ирану в одном из комитетов Генеральной Ассамблеи ООН, Ахмед Шахид подчеркнул, что, к примеру, в 2011 году он заявлял о приведении в исполнение "всего" 200 казней в год и тогда считал это количество высоким. О многих казнях Тегеран просто не сообщает, например, о тех, что секретно совершаются десятками в печально известной тюрьме Вакилабад в городе Мешхед.

Большая часть смертных приговоров в Иране выносится за преступления, которые не рассматриваются в мировой юридической практике как наиболее тяжкие, например, хранение наркотических средств или коррупция, или как преступления вообще – политические выступления и критика власти и духовенства, секс вне брака. В Уголовном кодексе Ирана до сих пор существуют такие статьи, предусматривающие смертную казнь (хотя обвинения по ним выносятся редко), как "Несогласие с Богом" и "Недостойная жизнь на земле". По словам Ахмеда Шахида, в первую очередь иранскому правительству следует рассмотреть возможность введения моратория на публичные казни и смертные приговоры для несовершеннолетних:

Толпа с детьми, собравшаяся смотреть на публичные казни. Исфахан, дата неизвестна
Толпа с детьми, собравшаяся смотреть на публичные казни. Исфахан, дата неизвестна

– Некоторые члены иранского правительства несколько раз делали попытки отреагировать на международную озабоченность в связи с ситуацией с правами человека в Исламской республике Иран. Были внесены изменения и поправки в Уголовный кодекс страны и в "Уложение о наказаниях", выдвинуто предложение создать Общественный кодекс и ратифицированы некоторые конвенции Международной организации труда. Но, несмотря на все эти детали, общая ситуация остается крайне драматической.

Специальный докладчик ООН по правам человека в Иране отдельно подчеркнул, что из-за всепроникающей цензуры и государственного давления на иранские средства массовой информации в тюрьмы страны сейчас брошены десятки журналистов и некоторым из них также грозит смертная казнь:

Публичная казнь в Иране. Дата и место неизвестны
Публичная казнь в Иране. Дата и место неизвестны

– Сегодня в Иране под арестом находятся по меньшей мере 35 журналистов. Еще 36 журналистов, блогеров и публицистов с мая этого года были задержаны, предстали перед судом и были осуждены за свою деятельность, либо даже просто за выражение своего мнения в социальных сетях.

Постер Amnesty International на тему казней наркозависимых людей в Иране
Постер Amnesty International на тему казней наркозависимых людей в Иране

По словам Ахмеда Шахида, которого власти в Тегеране в очередной раз не пустили в страну для работы над очередным докладом, еще одна крайне уязвимая категория людей в Исламской республике – религиозные меньшинства, чаще прочих испытывающие на себе всю суровость местной правоохранительной и юридической систем. В тюрьмах Ирана сегодня остаются около 300 человек, попавших туда за свои духовные верования и убеждения, в том числе 126 бахаев, 49 христиан разных конфессий и 9 суфийских дервишей.

В докладе упомянуто и о непрекращающемся давлении на независимых иранских правозащитников, которые нередко сталкиваются с обвинениями в оскорблении ислама и государства. Власти приравнивают их к иностранным шпионам и террористам, что предполагает последующее вынесение в том числе и смертных приговоров.

Специальный докладчик ООН по правам человека в Иране также выразил обеспокоенность и ситуацией с соблюдением прав женщин, в частности, отсутствием прогресса в области доступа женщин к органам власти. В качестве примера Ахмед Шахид привел тот факт, что все тридцать иранок, пытавшихся просто выставить свои кандидатуры на президентских выборах, были немедленно дисквалифицированы:

Акция группы FEMEN у посольства Ирана в Берлине в знак протеста против смертных казней. 24 октября
Акция группы FEMEN у посольства Ирана в Берлине в знак протеста против смертных казней. 24 октября

– Законы, правила и методики, дискриминирующие иранских женщин и девушек, по-прежнему официально закрепляют их статус второсортных членов общества. Эти законы несовместимы с перспективой расширения влияния женщин на характер власти.

Как заметил Ахмед Шахид, после появления в Иране в 2012 году так называемого "закона о гендерных квотах", к примеру, число женщин, обучающихся в высших учебных заведениях, сократилось с 62 процентов в 2008 году до 48 процентов в нынешнем.

После того как его доклад прозвучал в ООН, иранский представитель подверг его резкой критике, назвав "политически мотивированной попыткой представить жизнь в Исламской республике Иран в совершенно искаженном виде". При этом Тегеран, по словам представителя Ирана, продолжит прикладывать усилия для улучшения ситуации с правами человека.

XS
SM
MD
LG