Ссылки для упрощенного доступа

Дело Магнитского: Нидерланды готовы к санкциям, а остальные?


Голландские законодатели ждут ответа голландского правительства. Российское свое слово уже сказало
Голландские законодатели ждут ответа голландского правительства. Российское свое слово уже сказало
Пока президент России обсуждает с правозащитниками проблемы, связанный с делом Сергея Магнитского, Европа готовится к санкциям против виновных в его смерти.

Голландские парламентарии не удивлены негативной реакцией российских властей на резолюцию по делу Магнитского, предлагающую ограничить въезд в страну российским чиновникам. Но Россия может использовать резолюцию себе на пользу, полагает автор законодательной инициативы депутат Джошкун Чёрюз.
Депутат Кэтлин Ферриер рассказывает о дальнейших шагах парламентариев.

МИД России 5 июня назвал вмешательством во внутренние дела принятую накануне резолюцию парламента Нидерландов - призыв к правительству страны о введении визовых и экономических санкций в отношении российских чиновников, которые могли иметь отношение к делу Сергея Магнитского.

"То, что предприняли члены Второй палаты Генеральных Штатов Нидерландов, является, во-первых, вмешательством в наши внутренние дела, а во-вторых – совершенно недопустимым давлением на участников судебного процесса", – говорится в заявлении МИД России, опубликованном на сайте министерства.

Реакция поступила и от МИДа Нидерландов: пресс-секретарь министра иностранных дел Ури Розенталя Вард Беземер заявил в интервью изданию EUobserver 4 июля: "министру не нравится эта резолюция, он не приветствовал ее, и, скорее всего, не ответит на требования резолюции".

На вопросы корреспонта Радио Свобода отвечает депутат от партии Христианских Демократов Нидерландов, внесший резолюцию по делу Магнитского в парламент, Джошкун Чёрюз:

- Резолюция парламента по делу Магнитского - это всего лишь рекомендация голландскому правительству ограничить въезд российским чиновникам? Какой реакции вы ожидаете?

- Формально голландское правительство не связано никакой резолюцией. Официально оно может отреагировать - "согласно", либо "несогласно". Но, единогласно проголосовав за эту резолюцию, парламент заявил о важности дела Сергея Магнитского. Это символ безнаказанности и нарушения прав человека в целом. Единодушие при голосовании - не только символично, но это еще и политический сигнал. Я надеюсь, что резолюция будет воспринята как серьезный сигнал российскому правительству.

- Именно так это и было воспринято. Министерство иностранных дел России уже заявило о том, что резолюция по делу Магнитского - вмешательство во внутренние дела России. Что вы можете на это ответить?

- Разумеется, я и не ждал того, что российское правительство будет счастливо, узнав о резолюции. Конечно, я понимаю, что правительства, как правило, вряд ли радуются, когда подобный политический сигнал поступает из другой страны. Ествественно, есть критика. Россия - дружественная Нидерландам страна. Однако друзья также могут критиковать друг друга.

Российское правительство может использовать эту резолюцию внутри страны, чтобы ускорить расследование по делу о смерти Сергея Магнитского. Эта резолюция, кроме того, полезна для защиты прав человека не только в России, но и во всем мире. Потому что нельзя допустить безнаказанности, когда ответственные за смерть человека остаются на свободе. Таковы были намерения депутатов и мои лично, поскольку инициатива внести резолюцию исходила от меня.

Все политические партии поддержали резолюцию, она была принята после дискуссии о правах человека, которая у нас состоялась с министром иностранных дел Нидерландов. Мы обсуждали не только дело Магнитского, но и другие темы, связанные с защитой прав человека: ситуацию в Израиле, дело Гуантанамо, гендерные и религиозные вопросы, ситуцию в Ливии. И резолюция по Магнитскому - всего лишь один из многих документов, которые мы обсуждали.

- Почему именно вы выдвинули резолюцию? Когда вы впервые узнали о деле Магнитского?

- Я следил за этим делом очень давно, прежде чем обсуждать это с министром иностранных дел. Я заинтересовался этим не только как депутат, но и как адвокат, - сказал Джошкун Чёрюз.

Голландские парламентарии будут настаивать на своем и добиваться реакции правительства страны. Об этом в интервью Радио Свобода рассказала депутат палаты представителей Нидерландов от партии Христианских демократов Кэтлин Ферриер:

- Документ был принят единогласно в нашем парламенте. Все сто пятьдесят депутатов палаты представителей проголосовали "за". Голландское правительство накануне советовало не принимать резолюцию вовсе, либо не высказываться в ее пользу. Но все голландские парламентарии, хотя и высказывали различные позиции, проголосвали "за". Это была первая резолюция по делу Сергея Магнитского в нашем парламенте. Теперь эта проблема поставлена очень серьезно. Мы будем продолжать следить за тем, как соблюдаются требования резолюции: нужно рассмотреть, возможно ли запретить людям, ответственным за смерть Магнитского, въезжать в Нидерланды, а также рассмотреть, что можно сделать с их активами.

Необходимо посмотреть, какой будет реакция голландского правительства на эту резолюцию. Кроме того, я и выдвинувший резолюцию депутат Джошкун Чёрюз, мы оба члены Парламентской ассамблеи ОБСЕ. Мы поговорим с нашими коллегами по ассамблее. А что касается наших коллег-депутатов в Нидерландах, мы планируем показать им фильм "правосудие для Сергея Магнитского" в ближайшие месяцы. Вот что мы думаем дальше делать.

- Резолюция нижней палаты парламента Нидерландов – это всего лишь рекомендация правительству страны применить санкции в отношении российских чиновников в связи с делом Магнитского. Подобные рекомендации уже обсуждались в парламентах США и Канады. Но ни в одной из стран меры против российских чиновников пока не приняты правительством. Вас это не обескураживает?

- Нет. Знаете, я думаю, подобные вещи всегда требуют времени. Нас это не удручает, мы просто будем продолжать требовать от Голландского парламента внимания к тому, что произошло. Правосудие должно восторжествовать для Сергея Магнитского. Я надеюсь, что правительство воспримет это серьезно.

- Расскажите, как вы впервые узнали о деле Магнитского?

- Каждый год в Нидерландах проходит специальный кинофестиваль - он называется "Кино, которое важно". И на этом конкурсе показали фильм, снятый двумя голландцами о деле Магнитского. Мы связались с авторами, поговорили и пригласили выступить в парламенте людей, которые могли бы рассказать нам больше об этом деле. Именно так я узнала об этом, а мой коллега Джошкун Чёрюз, также из партии Христианских демократов, немедленно выступил с инициативой и внес резолюцию в парламент.

- Насколько я знаю, Уильям Браудер, глава фонда Hermitage, где работал Магнитский, недавно выступал в парламенте Нидерландов?

- Да, несколько недель назад. Это было как раз вовремя - для той дискуссии, которую мы имели с министром иностранных дел Нидерландов о правах человека. А затем была выдвинута эта резолюция, - сказала Кэтлин Ферриер.

Напомним, 5 июня российские правозащитники передали президенту Дмитрию Медведеву доклад по делу юриста фонда Hermitage Capital Сергея Магнитского. Окончательного вывода о том, почему 37-летний юрист Сергей Магнитский умер в заключении в СИЗО, в докладе нет - его представят по завершении расследования, которое ведет Следственный комитет при прокуратуре России. По версии правозащитников, юрист Hermitage Capital мог умереть от избиений, а не только из-за неоказания ему медицинской помощи.
XS
SM
MD
LG