Ссылки для упрощенного доступа

Национал-предатели Путина


Флаг с изображением Владимира Путина
Флаг с изображением Владимира Путина

Кто и как использует термин "национал-предатель"

Владимир Путин, выступая с внеочередным посланием к Федеральному собранию по поводу присоединения к России Крыма, обогатил современную политическую лексику новым синонимом словосочетания "пятая колонна":

"Некоторые западные политики уже стращают нас не только санкциями, но и перспективой обострения внутренних проблем. Хотелось бы знать, что они имеют в виду: действия некоей пятой колонны – разного рода национал-предателей – или рассчитывают, что смогут ухудшить социально-экономическое положение России и тем самым спровоцировать недовольство людей?".

Словосочетание "национал-предатель" уже активно гуляет по медиапространству и соцсетям. Впрочем, изобрел этот вполне новоязовский термин не Владимир Путин и не его спичрайтеры. "Национал-предатели" встречались в медиадискурсе и до исторической речи, хотя и довольно редко. Просмотрим архивы трех популярных изданий – официозной "Российской газеты", умеренно-либерального "Коммерсанта" и таблоида "Московский Комсомолец". В большинстве случаев "национал-предатели" встречаются либо в цитатах, либо со ссылкой на чье-либо мнение. Кто же до Владимира Путина публично употреблял это слово?

Из самых свежих примеров – речь теперь уже бывшего президента Грузии Михаила Саакашвили, произнесенная в 2011 году. "Национал-предателями" глава государства назвал представителей оппозиции – бывшего спикера Нино Бурджанадзе и экс-премьера Зураба Ногаидели, встречавшихся с Владимиром Путиным (в то время премьер-министром).

Пик пусть и нечастого употребления термина "национал-предатели" приходится на времена второй чеченской войны. Чаще всего его можно встретить в подшивках "Коммерсанта", иногда со ссылкой на информационные ресурсы сепаратистов:

"Сайт чеченских боевиков kavkaz.org так сообщает о расстреле братьев Садуевых: "в центре города Шали средь бела дня, при стечении большого количества людей был расстрелян национал-предатель, сотрудник местной оккупационной структуры ФСБ. Моджахеды блокировали автомашину национал-предателя в тот момент, когда он садился в нее, и расстреляли в упор из пистолетов".

Среди любителей словосочетания "национал-предатель" – террористы Шамиль Басаев и Доку Умаров:

"Затем террорист Басаев признался, что заказал и Кадырова-младшего, обещав за его голову $25 тыс. Впрочем, главарь боевиков готов удвоить эту сумму. При этом террорист признается, что с деньгами у них туговато: "Располагали бы мы миллионами долларов, то без проблем расправились со всеми национал-предателями".

"Кроме того, Доку Умаров пообещал создать в структурах всех шести действующих фронтов специальное подразделение, задачей которого будет ликвидация "наиболее одиозных национал-предателей и военных преступников из состава оккупационных формирований, приговоренных к высшей мере наказания шариатским судом".

В "Российской газете" отыскалось только два примера использования слова "национал-предатель", но оба также связаны с чеченской проблематикой. В 1998 году слово употребляется со ссылкой на президента Чечни Аслана Масхадова, а в 2002 году в репортаже из Грозного ("Таким чеченцам идеологи ваххабизма придумали даже прозвище – национал-предатели").

А вот в "Московском Комсомольце" образца 2010 года находим случай "поствоенного" употребления слова "национал-предатель" – на этой раз в речи сторонников официального Грозного, а именно представителей местного молодежного движения, которые сожгли портреты террористов:

"Мы хотим показать, что эти люди являются национал-предателями, которые ненавидят Россию и свой народ и продолжают устраивать террористические акты, чтобы ослабить нашу страну, – заявил, председатель патриотического клуба "Рамзан" Садо Месербиев".

Понятие "национал-предатели" употребляют не только на Кавказе, но и среди русских праворадикалов и некоторых депутатов Государственной думы. Вот цитата из репортажа "Московского Комсомольца" о Русском марше 2005 года:

Лысые поклонники Адольфа Гитлера, выбрасывая правую руку вверх, вопили: “Зиг хайль!” “У нас засилье нечисти, нежити и неруси!” – вещал с трибуны оратор по фамилии Крылов, назвавшийся главным редактором издания “Спецназ России”. “Страной правят национал-предатели, которых мы называем врагами народа!” – вторил ему депутат Госдумы от ЛДПР Николай Курьянович.

Другой депутат от ЛДПР – Сергей Абельцев – в 2008 году на заседании парламента назвал "национал-предателями" оппозиционных политиков:

"17 мая так называемая "Другая Россия" провела заседание альтернативного парламента. Эти национал-предатели пообещали заменить Госдуму своей национальной ассамблеей оппозиционных сил, которые Каспаров назвал единственной альтернативой Госдуме, а Лимонов призвал выходить на улицы и раскачивать режим с целью, цитирую, задушить власть".

Примеров употребления термина "национал-предатель" в речи праворадикалов в прессе практически нет. Но подтверждения того, что в дискурсе националистов оно часто встречается, находим в публикации Веры Альперович из правозащитного центра "Сова":

"Однако не всегда праворадикалы винят во всех бедах русского народа "тайные силы". В некоторых случаях причину видят непосредственно в пассивности людей, их нежелании "национально пробуждаться", т.е. поддерживать их движения, вести здоровый образ жизни, не связываться с "оккупантами" и т.д. Тех русских, которые этого не делают, часто называют национал-предателями и "овощами" и нередко относятся к ним не лучше, чем к приезжим и другим "врагам".

Среди ресурсов, на которых встречается слово "национал-предатель", правозащитники Совы упоминают сайт ДПНИ и сайт "Правые новости".
XS
SM
MD
LG