Ссылки для упрощенного доступа

Результаты "российского эксперимента" Обамы


Многие американские политологи полагают, что Обаме предстоит разочароваться в искренности Кремля (На фото: Барак Обама и Дмитрий Медведев на переговорах в Москве 7 июля 2009 года)
Многие американские политологи полагают, что Обаме предстоит разочароваться в искренности Кремля (На фото: Барак Обама и Дмитрий Медведев на переговорах в Москве 7 июля 2009 года)
Первый день работы 64 сессии Генеральной Ассамблеи ООН в Нью-Йорке обещает стать очень интересным. Как обычно в этот день выступят главы ведущих стран мира, а в кулуарах состоится встреча российского и американского президентов. В своем выступлении президент США затронет такие острые проблемы, как терроризм, геноцид, пандемии, ядерные амбиции Ирана и Северной Кореи.

Политические наблюдатели ожидают, что из речи Обамы станет более ясно, каким будет внешнеполитический курс США на ближайшие годы. В этот же день выступят президенты Китая, России и Ирана.

Некоторые политические комментаторы считают, что президенту Обаме предстоит трудный экзамен, во время которого он должен будет утвердить себя в качестве сильного лидера и тонкого дипломата, способного добиваться поставленной цели на международной арене. "Это будет нелегкая задача", считает американский политолог, президент компнии EDK Consulting в Бальтиморе Эли Краковски:

– Он, конечно, умеет хорошо говорить, очень убедительно, и в то же время он пока продемонстрировал свою политическую неопытность и даже наивность, объявив об отказе от размещения противоракетных систем в Чехии и в Польше именно в 70-ю годовщину вторжения советских войск в Польшу.

– Ожидаете ли вы, что Дмитрий Медведев объявит об ответных уступках со стороны России?
Возможно, Кремль откажется от угрозы разместить свои ракеты в Калининграде. Но я не ожидаю никаких значительных ответных шагов

– Это большой вопрос. Возможно, Кремль откажется от угрозы разместить свои ракеты в Калининграде. Но я не ожидаю никаких значительных ответных шагов, кроме приятных слов о готовности сотрудничества по безопасности в Европе. Но всё это трудно назвать уступками.

– Может быть, Россия даст согласие на дополнительные санкции против Ирана?

– Я полагаю, что Москва обеспокоена действиями Ирана. Но поддержит ли Россия дополнительные санкции? Вряд ли, судя по недавним заявлениям министра иностранных дел Лаврова. Я буду приятно удивлен, если Россия присоединиться к более жестким санкциям.

Президент Обама встретится с президентом Медведевым впервые после заявления Белого дома об отказе от размещения элементов противоракетной обороны в Польше и Чехии. Главная интрига встречи заключается в том, ответит ли и чем ответит Дмитрий Медведев на жест Вашингтона? Крайние оптимисты в цехе американских политологов выражают осторожную надежду на то, что два близких по возрасту президента смогут оставить за спиной прошлое, поверить во взаимную искренность и начать новый этап двусторонних отношений без предрассудков и предубеждений. Скептики, которых явное большинство, ожидают, что Москва воспримет жест Белого дома как должное и будет продолжать отталкиваться от тезиса противостояния в отношениях с США. Этого мнения придерживается и сотрудник Гудзоновского института, бывший корреспондент Wall Street Journal в Москве Дэвид Саттер:

– Администрация Обамы прежде всего ждет со стороны российского правительства проявления готовности к сотрудничеству в вопросе введения режима жестких санкций против Ирана. Я лично полагаю, что Белый дом ожидает разочарование. В лучшем случае, российская сторона будет готова поддержать США в сравнительно мелких вопросах, чтобы создать видимость сотрудничества. В худшем – Барак Обама услышит из уст Дмитрия Медведева слова о том, что санкции давно доказали свою недееспособность, что нет смысла к ним прибегать, что, решив отказаться от противоракетной системы Буша, Америка исправляет собственные ошибки, она не поступилась ничем, что заслуживало бы ответного жеста со стороны России. Кстати, не исключено, что Москва попытается представить свое согласие пойти на обоюдное сокращение стратегических ядерных арсеналов в качестве величайшей уступки, хотя совершенно ясно, что это сделано в ее собственных интересах, поскольку она не способна поддерживать гигантский ядерный арсенал.

– Какой может быть реакция администрации Обамы в случае отказа Москвы сотрудничать по главному для Белого дома вопросу – иранской ядерной программы?
Барак Обама все еще находится в процессе, если можно так выразиться, обучения. У него есть свои представления о том, как он хочет строить отношения с Россией

– У меня сильное ощущение, что Барак Обама все еще находится в процессе, если можно так выразиться, обучения. У него есть свои представления о том, как он хочет строить отношения с Россией, но будет ли он в дальнейшем пытаться их осуществить - это во многом будет зависеть от того, как поведет себя Москва. Ответит ли она на его жест взаимностью или попытается его убедить в своей искренности, не согласившись на реальное сотрудничество? Я думаю, Обаме рано или поздно придется пройти тот же путь, что и его предшественнику, который в конце-концов осознал, что он не может рассчитывать на искренность российской стороны. Как только он усвоит это, он сможет строить гораздо более эффектиную политику в отношении России, которая будет больше соответствовать как интересам США, так и России.

Помимо событий собственно Генеральной Ассамблеи, в Нью-Йорке параллельно проводятся важные совещания. За день до открытия сессии прошло обсуждение проблемы потепления климата, на котором президент Обама выразил готовность активно включиться в борьбу с парниковым эффектом. В четверг президент США будет председательствовать на специальном заседании в Совете Безопасности ООН, посвященном проблеме разоружения и прекращения распространения ядерного оружия. Сессия Генеральной Ассамблеи ООН продлится до 28 сентября.
XS
SM
MD
LG