Ссылки для упрощенного доступа

Народ зовут поучаствовать в "деле ЮКОСа"


Общественные слушания в Сахаровском центре. Слева направо: Борис и Мария Ходорковские, Лев Пономарев, Светлана Ганнушкина, Юрий Рыжов
Общественные слушания в Сахаровском центре. Слева направо: Борис и Мария Ходорковские, Лев Пономарев, Светлана Ганнушкина, Юрий Рыжов
В Москве, в Общественном центре им. Андрея Сахарова, прошли общественные слушания, приуроченные к шестой годовщине ареста экс-главы ЮКОСа. Цель – привлечь внимание общества к продолжающемуся суду над Михаилом Ходорковским и Платоном Лебедевым.

Тема слушаний: "Шесть лет заключения Ходорковского - Лебедева: кризис власти, судебной системы, общества?". Организаторы общественных слушаний – российские участники Международного Комитета защиты политзаключенных, среди которых Сергей Ковалев, Людмила Алексеева, Лев Пономарев, Олег Орлов, Светлана Ганнушкина, отец Глеб Якунин и другие известные правозащитники.

Началом дела ЮКОСа принято считать весну 2003 года. Самая распространенная версия причины конфликта между ЮКОСом и властью заключается в том, что Ходорковский позволил себе публичную критику чиновников и государственной политики в сфере экономики на встрече бизнесменов с Владимиром Путиным. Это было 19 февраля 2003 года. А в марте появились первые налоговые претензии к ЮКОСу. Большинство аналитиков сходится во мнении, что "дело ЮКОСа" радикально изменило общественно-политический и экономический ландшафт в России, а процесс над Михаилом Ходорковскими и Платоном Лебедевым похоронил репутацию современной российской юстиции.

Говорит политолог Андрей Пионтковский:
Абсурдность проходящего процесса уже ясна всем, в том числе значительной части кремлевской власти


- Мне кажется, нынешняя стадия судебного процесса – допрос свидетелей обвинения – очень поучительна. Каждый свидетель обвинения, по существу, опровергает это обвинение. Совершенно блестяще ведут себя обвиняемые, просто размазывая по стенке прокуроров… Абсурдность проходящего процесса уже ясна всем, в том числе значительной части кремлевской власти. И, думаю, одна из задач сегодняшних слушаний такова: пора переводить вот это новое состояние общества, возникшее в обществе понимание в конкретные действия – в требование немедленного прекращения этого позорящего страну безобразия и освобождения Ходорковского, его товарищей. Здесь центральным моментом считаю необходимость разоблачения той лжи, которая, к сожалению, прозвучала из уст двух самых крупных руководителей нашего государства о том, что помилование невозможно без покаяния обвиняемого. Это противоречит всем документам, начиная с Конституции Российской Федерации.

В своем заявлении участники общественных слушаний в Сахаровском центре называют суд над Михаилом Ходорковским и Платоном Лебедевым постыдным фарсом, требуют прекращения судебного процесса и освобождения подсудимых.

Вот что сказал в интервью Радио Свобода один из лидеров коалиции "Другая Россия" Гарри Каспаров:

- Я бы с большой осторожностью использовал слова "процесс", "судья", "прокуроры". Потому что это все ассоциируется у нас с некоторым правовым действием. А то, что мы видим на этом фарсе, конечно, никакого отношения к закону, к исполнению закона не имеет. Понятно, что если выйти за рамки этого кафкианского процесса, то судья уже давно должен был прекратить его за отсутствием события преступления. Если во время первого процесса и после его окончания у кого-то еще были какие-то сомнения по поводу того, что дело является сфабрикованным как политически, так и экономически, то сейчас, мне кажется, эти сомнения у всех исчезли. Такие слушания, как сегодняшние, думаю, позволяют сформулировать общественную позицию, что исключительно важно. Потому что прекратить этот позор, который грозит окончательно разрушить российскую судебную и правовую систему, можно только коллективными усилиями.

На общественных слушаниях присутствовали родители Михаила Ходорковского. Отец, Борис Ходорковский, не в силах сдержать эмоции:

- Надоел мне этот фарс. Надоел! Должны быть предъявлены обвинения, нормальные обвинения. Если они действительно в чем-то виновны, это надо доказывать непредвзято. То, что сейчас проходит, я не выдерживаю. Я, например, в суд часто ходить не могу, потому что меня все это бесит. Жду, жду, жду того, что обещал господин Медведев – честного, беспристрастного суда… Потому что мы спускаемся вниз: к той эпохе, которую я помню – времен Иосифа Виссарионовича. Вот этого мне бы не хотелось. Мне бы
Сейчас вовсе не такое плохое время, как часто хотят его представить, чтобы освободить себя от необходимости действий. Сейчас время, когда очень сильная волна протеста заставила бы считаться с мнением людей
хотелось, чтобы народ дышал свободно в нашей стране.

Говорит филолог и общественный деятель Мариэтта Чудакова:

- У всех на виду происходит совершенно явное беззаконие. Хотят вынести беззаконный, в сущности, приговор. Потому что невооруженным глазом видно, что обвинения не существует. Даже не юристу видно, что это абсолютно не подготовленное, не имеющее под собой почвы обвинение. Конечно, люди начинают понимать это. Такой процесс понимания идет – хоть и медленно. Меня очень заботит и огорчает, что мы не перешли еще к какой-то настоящей активности. Ведь мы просто обязаны не допустить обвинительного приговора.

- Но как это сделать?

- Протестовать. Использовать все известные способы протеста. Я глубоко убеждена: сейчас вовсе не такое плохое время, как часто хотят его представить, чтобы освободить себя от необходимости действий. Сейчас время, когда очень сильная волна протеста заставила бы считаться с мнением людей.
XS
SM
MD
LG