Ссылки для упрощенного доступа

Громкие заявления ведут следствие в тупик


Виновные в подрыве "Невского экспресса" объявлены уничтоженными.
Виновные в подрыве "Невского экспресса" объявлены уничтоженными.
Среди доказательств эффективной антитеррористической работы российских спецслужб Дмитрий Медведев упомянул раскрытие дела о подрыве "Невского экспресса": "Мы уничтожили всех, кто организовал взрыв "Невского экспресса". Недавно всех уничтожили, дотла".

В ноябре 2009 года от взрыва на железнодорожной трассе Москва-Петербург погибло 28, ранено 90 человек. Подрыв "Невского экспресса" приписывается группе недавно ликвидированного на Северном Кавказе боевика Саида Бурятского. Однако некоторые эксперты сомневаются в убедительности представленных общественности данных о деле "Невского экспресса".

Лидера боевиков Александра Тихомирова, больше известного под именем Саида Бурятского, уничтожили в начале марта в Ингушетии. Во время этой спецоперации кроме него были убиты еще шесть боевиков, а 15 человек задержаны по подозрению в участии в вооруженных бандформированиях. После этого глава ФСБ Александр Бортников доложил президенту Дмитрию Медведеву о том, что уничтоженные бандиты причастны ко второму подрыву "Невского экспресса" в ноябре прошлого года. Он сообщил, что компоненты взрывных устройств, которые удалось найти, идентичны тем, которые применялись при подрыве поезда "Невский экспресс", а также об обнаружении других вещественных доказательств, имеющих отношение к этому преступлению. Кроме того, глава ФСБ сказал, что генетические экспертизы убитых боевиков также указывают на их причастность ко второму подрыву "Невского экспресса". Этих данных совсем недостаточно, чтобы с уверенностью назвать виновных в теракте, считает заместитель директор Агентства журналистских расследований Евгений Вышенков:

– Как нас информируют власти? Они проводят некую военную операцию и говорят, что там уничтожены такие-то боевики, в том числе Саид Бурятский, который имел непосредственное отношение, как руководитель, к крушению "Невского экспресса". Вот, мол, его голова на подносе. Но возникают некоторые вопросы. Наверняка Саид Бурятский и его сподвижники - не те люди, которые собираются сдаваться в плен и писать чистосердечное признание. И для следствия важна не только экспертиза, но и свидетели, подозреваемые. А так мы имеем сообщение всего лишь пресс-службы ФСБ, которая передала мнение своих коллег. Все-таки это не процессуальные документы.

– Может ли генетическая экспертиза служить доказательством причастности того или иного лица к взрыву поезда?

– Если задача состоит в том, чтобы определить, чей труп, то это задача выполнимая. Что же касается информации, появляющейся на сайтах ваххабитов, где они постоянно бахвалятся, что кого-то убили или взорвали, то для меня это скорее научная этнография, но никак не информация. Все-таки информация - это документы, сложные экспертизы. В конце концов, показания и далее по списку.

Никакой информации такого рода, по словам Евгения Вышенкова, у следствия нет:

– Я думаю, что у следователей, которые сидят на этом деле, появилась палочка-выручалочка: если федеральные каналы устами ФСБ говорят, что заказчик уничтожен, то тогда что расследовать? Пора все определенным образом оформить и вынести решение о том, что уголовное дело прекращено в связи со смертью виновника.

Практика объявления человека виновным в теракте до суда чрезвычайно вредна, считает президент Балтийской коллегии адвокатов имени Анатолия Собчака Юрий Новолодский:

– Сейчас власти заинтересованы толковать все эти события по-своему. Мол, все понятно: убили Саида Бурятского, а его окружение все это и могло организовать. На этом ставят точку. Надо бы запретить высказывать какие-либо предположения и версии до тех пор, пока не будет завершено расследование.

Юрий Новолодский считает, что следователи настолько маленькие пешки в этой игре, что они в ней просто не участвуют, и что именно общество должно обратить внимание на недопустимость громких заявлений и рапортов, по сути блокирующих настоящее расследование.
XS
SM
MD
LG