Ссылки для упрощенного доступа

Комик во власти - это не шутки!


Azerbaijan -- Rashid Sherif's cartoon (Elections)
Azerbaijan -- Rashid Sherif's cartoon (Elections)

На выборах в муниципальных совет Рейкьявика одержала победу "Лучшая партия", основанная актером-комиком Йоном Гнарром, который станет теперь мэром столицы Исландии. "Лучшая партия" называет себя открыто коррумпированной и обещает не выполнять своих предвыборных обещаний.

Новому мэру Рейкьявика Йону Гнарру 43 года. Его настоящее имя – Йон Гуннар Кристинссон. Он официально сменил его в 2005 году на сценический псевдоним. Гнарр начинал свою карьеру на радио, писал сценарии и снимался в телевизионных шоу и кинофильмах, работал в рекламном агентстве. В конце 2009 году Йон Гнарр создает "Лучшую партию", которая в сатирической форме пародирует деятельность исландских политиков – так, например, партия позиционирует себя, как "открыто коррумпированную" и обещает не выполнять своих предвыборных обещаний. На выборах в совет столицы Исландии партия Гнарра гарантировала своим избирателям бесплатные полотенца в бассейнах, белого медведя в зоопарке, "Диснейленд" в аэропорту Рейкьявика, а также "очищение в политике".

"Лучшая партия" получила в муниципальном совете Рейкьявика шесть мест из 15. Премьер-министр Исландии Йоханна Сигурдардоттир назвала победу "Лучшей партии" сигналом об окончании эры правления четырех партий в стране и резким поворотом в исландской политике.

Победа на выборах в Рейкьявике такой экстравагантной партии только отчасти шутка. Эксперты указывают: появление такого рода шуточных политических программ и успех таких программ у избирателей – свидетельство усталости граждан и кризиса традиционных партийных ценностей. Об этом – комментарий международного обозревателя РС Кирилла Кобрина.

– Ситуация довольно печальная. Заключается она в подрыве авторитета и традиционных европейских партий, естественно, и я бы сказал самого института выборов. С одной стороны, в этом виноваты политики и политические системы. Идеологически современные правые и современные левые (я говорю о центристах) настолько стали похожи друг на друга, что различить их очень сложно. Недавно прошли выборы в Великобритании, где консерваторы во многих вопросах были левее, чем лейбористы, лейбористы в некоторых, в частности, в финансовых вопросах были правее, чем консерваторы.

Традиционный избиратель в этой ситуации просто разводит руками – иногда он не ходит голосовать, а иногда ходит, как в Британии. голосовать за третью партию, которая по идеологии своей тоже не шибко отличается от консерваторов и лейбористов.

То, с чем сталкивается сейчас Исландия, это такая европейская тенденция последних лет. Мы знаем об успехе "Пиратской партии" в Швеции, которая свою программу строит, протестуя против засилья транснациональных звукозаписывающих корпораций, однако в отличие от исландских шутников, "Пиратская партия" апеллирует к реальному интересу. Традиционно считается, что политика должна отражать реальные интересы избирателей. В данном случае, вопрос с копирайтом – это не только вопрос скопидомства (вот не хочу платить 15 долларов за новый CD), дело в самом принципе. Торжество юридической системы, связанной с правами и с интеллектуальной собственностью, не удовлетворяет очень многих людей.

А с другой стороны, есть же и другие, популистские партии, которые традиционно называют "правыми". Голландское движение, которое возглавлял покойный Пим Фортайн, вроде бы занимается антиэмигрантской риторикой, защищают как бы традиционные европейские ценности. Поэтому их называют правыми. Но если мы посмотрим внимательно, то станет ясно, что они защищают либеральные европейские ценности от исламского фундаментализма. Правые они или левые невозможно сказать. Можно сказать, что они: а) популистские и б) что они соотносятся с реальными страхами и интересами населения.

– Может быть, речь идет о том, что, по крайней мере, на европейской политической сцене старым партиям не хватает свежих политических идей?

– Нынешняя политическая повестка дня, во многом была сформулирована еще в 30-х годах прошлого века, когда был Всемирный экономический кризис. Ответом на него стало формирование так называемой Кейнсианской модели развития – это левоцентристское, социал-демократическое вмешательство государства. И после войны эта идея развивалась и воплощалась в жизнь. То, что мы сейчас видим в Европе, это в основном торжество этого социализма. Но ситуация очень сильно изменилась. Эти партии не в состоянии, по крайней мере, пока понять новую повестку дня, состоящую из многих вопросов, в частности: копирайта, из экологических вопросов (хотя они отчаянно пытаются занять эту нишу), эмиграции (они не могут внятно ответить на эти вопросы). Естественно, многие избиратели от них отворачиваются.

XS
SM
MD
LG